Хороша маша. потому что наша
Доброго летнего времени года вам, дорогие телезрители! На вялом телегоризонте, не обремененном премьерами, на минувшей неделе появилась ожидаемая сериальная свежая кровь. Спешите видеть: наша отечественная интерпретация американской «Ищейки» с Марией Шукшиной в главной роли.
Успех американского долгоиграющего фильма, справившего семь сезонов и громкое имя создателей «Тайн следствия», помноженные на зрительскую любовь к женщине-следователю («Каменская», «Метод Лавровой» и сонмы менее успешных последователей этой линии), позволяют надеяться на благосклонность жаждущей новинок аудитории. Оправдались ли ожидания?
Наша «Ищейка» (она же «Своя чужая») решена в формате, аналогичном «Она написала убийство»: по одной серии на преступление. Это, скорее, плюс, хотя и создает ощущение легковесности, поскольку приходится отвлекаться на жизненные коллизии главной героини, просмотр ее нарядов, сумок и шарфиков, а также пикировки с новоиспеченными подчиненными, которые без восторга приняли ее назначение на руководящую должность.
Для полноты картины, дабы развеять изумление от первых серий с довольно брутальными диалогами в мужском туалете, я кинулась к американскому первоисточнику. Ситуация схожая, но решено противостояние новичка новой среде чуть более изящно: без прямых обвинений в матримониальных связях, да и субординация, хоть и формальная, явно построже. Строптивые сотрудники пакостят, конечно, по возможности, но без откровенного хамства, которое изумляет в нашей постановке.
Диалоги первых серий иногда ниже ватерлинии: чересчур прямолинейны.
При этом наша Маша все равно роднее — своей дородной женской сущностью, обильными женскими формами, облаченными в элегантные драпировки, странной любовной линией, любовью к котикам (котики — наше все!), блистательными проходами в персиковых сапожках по чавкающей грязи места преступления и вылавливанием палочкой в реке ботинка жертвы в свежем наряде из бутика. Иногда создается ощущение легкой неадекватности московской гостьи, словно зашедшей из другого сериала типа «Одна за всех», но, видимо, в этом и есть тайный замысел отечественных сценаристов. Женское оружие непредсказуемого действия, призванное сразить забронзовевших в своей серьезности мужчин и расстроить их коварные планы по вытеснению из привычной аморфной питерской среды московского варяга.
При честном признании создателей о вторичности сценария, общее у героинь, пожалуй, лишь топографическая дезориентированность. Обе при вызове на очередное место преступления одинаково вскрикивают: «А где это?». Прелестно-капризные интонации Шукшиной в сочетании с пасторальной крупнотелостью ломают стереотипы восприятия и выбиваются из канонов, словно непослушная прядь волос из всклокоченной головы нашей Ищейки.
Под флером легкомысленности угадывается жесткая профессиональная хватка подполковника Маринец.
Смотрится сериал легко, правда, к концу серии забываешь, кого убили и за что, поскольку воспринимается вся эта уголовно-процессуальная линия без должного почтения к деталям, а лишь как антураж, в котором экзальтированный отечественный аналог заокеанской Киры Седжвик, страстной любительницы шоколада, постепенно разбивает лед враждебности и мужского шовинизма в отдельно взятом убойном отделе.
Будет ли у сериала продолжение и предполагаемая многосезонность? Вполне возможно. Если хватит у зрителя иронии принять подобный нестандарт и не раздражаться из-за нарочитой легкомысленности нашей домотканной мисс Марпл, а воспринимать сериал как пирожок на один укус.
Легкий и сытный, не обременительный для желудка и интеллекта.
Ксения Маевская