Долгий путь в дом с лилиями
Добрый день, доблестные телезрители! Нас, по свежим исследовательским данным, становится все меньше. Даже у основных каналов.
И аудитория, не ушедшая в интернет и к покемонам, мягко говоря, не молодеет. А бороться за нее надо, иначе кому продавать хозтовары для поддержания чистоты в доме и средства от повышенного метеоризма и газообразования в рекламных паузах. Методы этой битвы за человеко-зрителя разнообразны и многочисленны, серьезные люди корпят над цифрами и фактами наших предпочтений, верстая сетку вещания, программируя и контрпрограммируя.
Понятно, что нынче ленивый сезон всеобщих вакаций, и интерес к волшебной лампе прямо пропорционален погодным девиациям. Можно поскрести по сусекам телехранилищ, обнаружить слегка подвядшее, но снискавшее рейтинги в премьерном показе, повторить пройденное про то, «как модно одеться и удачно жениться». В летнем сонном мареве любая движущаяся картинка хороша.
На этой неделе поначалу хотела я посмотреть сериал «Гоморра», снятый итальянскими товарищами, но быстро остыла, хотя отдала должное профессионализму создателей. Бывает так, что оскаровский фильм на экране, вся критика хвалебная о нем прочитана, а настроение не то. Не интеллектуальное. Нет охоты переживать за действия напомаженных мафиози — хочется знакомых реалий и пейзажей, Донцовой вместо Чейза.
Поэтому стала я по второму кругу смотреть наши родные «Хорошие руки», любуясь на ладных героев отечественного производства. Как вдруг, без объявления войны и приличествующих случаю извинений, центральный канал решил свернуть лавочку, и вместо очередной серии поставить другой сериал «Долгий путь домой». Что там у них за дубовыми дверями случилось — детский ли омбудсмен напоследок пальцем пригрозил, иная ли муха укусила, шлея ли под мантию попала — осталось загадкой. Ешьте, что дают.
Хватит про лощеных злодеев в добротных костюмах, раздающих чужих детей направо и налево, — смотрите про деревню Филькино и не рыпайтесь. Я совсем не против деревни Филькино, тем более что героиня Дарьи Мороз целенаправленно держит курс на Москву и сворачивать не собирается, но хотелось бы некоторого уважения к моим зрительским чувствам, даже если кому-то наверху не приглянулись цифры рейтинга.
Делать нечего — поехали по «Долгому пути домой», из Филькино и обратно. Ну что сказать, кино получилось простое, длительное, одноплановое, несмотря на приглашенных звезд. Дарья Мороз в странном парике изображает хабалистую селянку, окрутившую немолодого министерского карьериста в исполнении Лазарева-младшего. И рожает ему Лизу Боярскую, о скитаниях которой в сторону пресловутого дома нам суждено смотреть.
Мелодраматическая российская сага про очередной «Дом с лилиями», где все понарошку, с непременными злодеями и любовью до гроба, одной краской писанными героями и невнятными диалогами, но полная кульбитов судьбы-индейки и разнообразных испытаний — от огня до медных труб. Прямо вижу, как всплескивает руками вышедшая погреться на лавочке отвлеченная МариВанна, собеседуя с товаркой по скамейке: «Лялька-то чего учудила: накануне свадьбы с богатым хвостом вильнула, с бесштанным сошлась.
Правильно ее отец погнал, «неча» баловать. Пусть теперь покрутится без родительских денег. Любовь, вишь, у нее. Прынцесса выискалась». Это вам не «Москва слезам не верит» — тут каждый словно расселся на кухне у героев фильма и судачит о них же. В своем-то доме пусто и тоскливо, из приключений — только отключение горячей воды, а здесь кости помыть да мнение высказать можно.
Кто с кем должен остаться в итоге, тоже лучше всех знает среднестатистическая МариВанна, смотрящая в экран, как в замочную скважину. И не ее это вина, увы. А полное отсутствие художественности, которое призвано отличать предмет искусства от шоу «За стеклом».
Из ляпов хочется отметить: присутствие йоркширского терьера в реалиях 80-х прошлого столетия (привет из сегодняшнего гламура), щекастую девочку (Ляля в детстве), разительно похожую на Лизу Боярскую. Но зачем убеждать нас, что ей три года, — там все пять, и зритель не дурак — детей в руках держал. Попугай Тузик прекрасен, сразу вспоминается Варвара Геннадьевна Попугай — героиня искрометных зарисовок в «Фейсбуке» прекрасного артиста и острослова Геннадия Смирнова.
В фильме, увы, с юмором туговато — все страдальчески морщат брови по дороге в деревню Филькино. Боярская рыдает басом, три-четыре мужчины влюблены в нее по гроб жизни, избранник красив, словно сошел с рекламного плаката зубной пасты… Слова говорят фальшивые и какие-то необязательные, пошлостью веет от мизансцен и диалогов. Теперь на это внимания мало обращают, главное — экшен: убил, полюбил, предал, женился… Чтобы действие неслось по кочкам по дороге к дому.
Или просто туда, куда глаза глядят.
P.S. Особенно неловко за неуклюжий привет Боярскому-папе в начальных сериях, когда девушки рассматривают афишу «Трех мушкетеров» в сельском клубе и обсуждают, кто кому милей. Хотелось бы поизящнее, все же не «Поле чудес».
Ксения Маевская