Дед хасан и роза сябитова взорвали телеэфир
Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»
glavred@vokrug.tv
Обзор телесобытий с 14 по 20 января.
Прошедшая неделя вернула нас в 90-е. Смерть вора в законе Деда Хасана (Аслана Усояна) стала главным сюжетом новостных, а затем и аналитических передач. Итоговая программа «Время», «Человек и закон», «Реакция Вассермана» — это лишь небольшая толика эфиров, посвященных, как у нас принято говорить, «резонансному преступлению». Удивляться не приходится — дерзкое убийство, совершенное в самом центре Москвы. Кто-то ясно дает понять: одна эра закончилась, начинается другая.
Аналитики не скрывают волнения: что последует за этим преступлением? Как будет осуществляться передел сфер влияния? Кто еще сложит голову в криминальных разборках?
Вы заметили? Говоря об Усояне, почти все телевизионщики не скрывают своего пиетета. Вроде не писатель, не ученый, не космонавт Многих эта уважительная интонация ужасно раздражает и бесит.
И тут — по какому-то дьявольскому стечению обстоятельств —показывают серию «Марьиной рощи», которая многое объясняет. В этой серии авторитетный вор в законе Савва, дав слово чести участковому милиционеру, сам приходит на допрос и берет на себя убийство. В отделении все на ушах, перед Саввой милиционеры на вытяжку стоят, чуть ли не честь отдают, и даже начальник отдела, майор, обращается к вору по имени-отчеству, оказывая всяческое уважение Бред?
А логика очень простая. «Мы с тобой оба смотрящие, — говорит Савва участковому. — Ты порядок среди своих устанавливаешь, я — среди своих. Чтобы не было беспредела…»
Я далека от романтизации образов воров и их кодекса чести, но что-то заставляет поверить в то, что Дед Хасан действительно сдерживал какие-то рычаги, которые теперь могут прийти в действие. Опять же по какому-то жуткому совпадению на этой неделе канал НТВ начинает показ легендарного сериала «Бригада», и мы еще раз сможем окунуться в лихие 90-е и вспомнить времена, когда стрельба на улице была чем-то обыденным, когда молодые, сильные ребята, отслужив в армии, не находили себя в условиях рыночной экономики и шли в «бригады» Жуткое было время, худшее для России, не дай Бог такому повториться.
А что касается «Марьиной рощи», то сериал вышел нестыдный. Конечно, это далеко не «Ликвидация» и не «Место встречи…». Но на фоне бесконечных слезливых драм эта попытка показать время — тяжелое, послевоенное — заслуживает по крайней мере одобрения.
Красавица Крюкова (прямо-таки иллюстрация к песне «Нинка, как картинка, с фраером гребет»), добротный, как всегда, Домогаров Конечно, сценарные допущения иногда заходят за грани разумного: ну никогда не поверю, что в сталинские времена, особенно в тяжелый 46-й, участковый мог открыто сожительствовать со скупщицей краденого и оставаться безнаказанным Да и история с подставным сыном Нинки — просто «Сказки Венского леса». А уж подражания «Месту встречи…» иногда просто вызывали хохот: Домогаров дует в папиросу, точно как Высоцкий; Крюкова задирает юбку и демонстрирует чулки на резинках в кабинете «гражданина начальника» — в точности как Манька Облигация; кража продовольственных карточек у соседки; вор Картавый — видимо, аналог шепелявого Кирпича; музыка «Рио-Рита»; свидетельские показания, строящиеся на услышанной по радио передаче; будни коммуналки «Случайных» совпадений масса. Вы можете сказать: время одно и то же, тема Но надо все-таки как-то аккуратнее подворовывать идеи, особенно из таких источников, как «Место встречи изменить нельзя» — фильма, который у нас наизусть знает вся страна.
И все же повторюсь: «Марьина роща» — далеко не худшее, что показывают по «ящику». Мне, например, понравилась вмонтированная хроника — она была к месту и создавала атмосферу. Понравился и неправдоподобно сентиментальный финал, обещающий второй сезон сериала.
Рейтинги проект собрал неплохие, так что, думаю, Нинка сумеет вытащить из тюрьмы своего Трошина.
Еще одна криминальная история — не выдуманная, а реальная — легла в основу нескольких телепрограмм. Нападение на худрука Большого театра Сергея Филина — это что-то вопиющее! С экрана раздаются разные версии происшедшего: и что виной всему большие деньги, и что какие-то любовные связи А мне кажется, что в Большом театре давно пора наводить порядок. Да, там сделали ремонт, подкрасили стены, подремонтировали полы, но клоака осталась клоакой.
К Насте Волочковой можно по-разному относиться, но в ее рассказы о том, как в пуанты засыпалось битое стекло, а балетные пачки перед выходом на сцену оказывались вымазанными клеем, безоговорочно веришь. Как и в то, что руководство театра могло устроить травлю балерины, выполняя волю мстительного олигарха. Остается только удивляться, как такие изящные искусства, как опера и балет, могут уживаться с такой грубостью, мерзостью, криминалом
На нашем портале бурное обсуждение вызвал показ сериала «Ангел в сердце». Конечно, зрительский интерес во многом спровоцирован трагедией в семье Певцовых, а тут такая коллизия: погибший Даниил Певцов играет главного героя Петра в молодости, его папа Дмитрий Певцов — Петра взрослого Это был дебют Даниила в большом кино, и режиссер сериала Елена Николаева, когда-то снявшая хорошую картину «Попса», рассказала нашему порталу о том, как парень купался в своей роли, с каким ощущением счастья жил: только окончил институт, был полон планов, поступали заманчивые предложения, жизнь открывалась перед ним во всем волнующем многообразии Дмитрий гордился успехами сына, вместе с женой Ольгой Дроздовой волновался: как бы сыграть на уровне молодых актеров, как бы им суметь соответствовать И тут такое горе.
Представляю, как больно было смотреть картину семье Певцовых. При таком трагическом антураже анализировать сериал как-то некорректно. Актерская игра отца и сына Певцовых понравилась.
Но было странно наблюдать Татьяну Догилеву в роли бабушки (!) 18-летней внучки. И герой Валерия Баринова показался совсем уж картонным — прям Злодей Злодеич. А вот по части чувств, страстей все в картине сделано качественно: любовные истории двадцатилетней давности,действительно, кладезь для кинематографистов
Напоследок пару слов о хорошем и странном. Хорошее — это очередной цикл программ Анатолия Смелянского «После «Моей жизни в искусстве», посвященный Станиславскому и МХТ и показанный по «Культуре». Снова зависала перед телевизором, снова слушала, открыв рот.
Потрясающий, страстный рассказчик, искренне влюбленный в театр!
Странное — это Роза Сябитова в программе «Давай поженимся». Признаюсь, для меня Роза — явление типа Джигурды: полное отсутствие стиля, такта, вкуса, образованности, интеллигентности, но при этом бешеная страсть к самопиару. Но тут даже она превзошла самое себя.
Уж не знаю, подстава ли это была или на самом деле невеста Ольга состояла в каких-то отношениях с бывшим мужем Сябитовой, но то, что устроила во время эфира из этого факта «главная сваха страны» (и умеют же люди себя назвать!), не поддавалось ни логике, ни психоанализу. Сначала Сябитова орала на участницу программы: «Что вас может связывать с этим дебилом?!» (Словно не она с этим «дебилом» прожила четыре года и устраивала фотосессии в глянцевых журналах, хвастая молодым мужем и изображая семейное счастье.
Розе тогда казалось, что вся страна завидует ей. А всей стране было ясно, чего ждать от человека, внешне похожего на творение рук доктора Франкенштейна.) Потом она начала по-идиотски кривляться, чем вызвала нарекания со стороны Ларисы Гузеевой. Потом призналась, что хочет придушить невесту.
Та тоже хороша: чего приперлась, на что рассчитывала? Апофеозом безумия стал страстный танец Розы, в котором, отпихнув невесту от потенциального жениха, она стала вешаться ему на шею, вихляя бедрами и потрясывая плечами, словно девка из дешевого борделя Зрелище было мерзкое и жалкое одновременно. Если это срежиссированное шоу для рейтингов — это аморально. Если поведение обиженной брошенной женщины — то это непрофессионально для свахи.
Вопрос в другом: как такое вообще могло пройти в эфир? Почему зритель должен видеть на главном канале такой трэш, такую безвкусицу? Еще чуть-чуть, и Первый докатится до зрелищ разряда «Дом-2» — Малахов с Сябитовой подсобят.