«Аромат шиповника»: чем пахнет ностальгия
Доброго здоровья вам, дорогие телезрители, а также цепкой памяти, трезвого ума, крепких нервов и недюжинной выдержки, потому что качества эти и умения пригодятся вам при просмотре долгоиграющего сериала «Аромат шиповника» канала «Россия-1».
Подмосковный городок. Липы желтые в рядок. Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок. Сага не о Форсайтах, но с замахом на эпичность. Про трех подружек и их разнообразные судьбы с побочными сюжетными ответвлениями. Привет фильму «Москва слезам не верит» из пасторального Зареченска в 32 эпизодах.
Готовьтесь сопереживать.
Далекие светлые 80-е в провинциальном обрамлении покосившегося штакетника и горластых политически подкованных ткачих призваны накрыть волной ностальгии благодарную аудиторию «50+», окунуть ее в мир бесшабашной молодости, светлых грез и юношеских иллюзий и продолжить времени бег на пару-тройку десятилетий. Течение времени призваны подчеркнуть сменяющиеся портреты вождей и фонограммы радиопозывных.
Открывающие каждую серию наивные куплеты Михаила Танича на музыку Яна Френкеля, знакомые старшему поколению в исполнении Майи Кристалинской и Валентины Толкуновой, настраивают зрителя на лирический лад. В титрах, правда, заявлен композитор Юрий Лорес. Его перу, видимо, принадлежат закадровые баянные импровизации, символизирующие верность истокам и патриархальные корни.
Вторым музыкальным костылем служит тема из фильма «Добровольцы» Марка Фрадкина «А годы летят, наши годы летят…», так что наш пациент обеспечен аудиоподдержкой на жизнь вперед. Этично ли это — судить специалистам по авторскому праву, но мелодия крепко впечатывается в подкорку и вальсирует в мозгу легкой бабочкой с пресловутого шиповника, ароматом которого потчуют нас ежевечерне создатели одноименного сериала.
Из последних аналогов — трогательная тема из «Оттепели» Тодоровского-младшего «Я думала, это весна, а это оттепель…». Разница лишь в том, что вторая была написана непосредственно для сериала.
Помимо заимствованной хорошей музыки можно отметить старательную игру актеров, кочующих совместно с летучим отрядом творцов ботанического цикла под управлением Н. Агаджановой из сериала в сериал («Это все цветочки», «Вкус граната», «Райские яблочки», «Цвет черемухи»). Выжать сочувственную слезу из благодарного телезрителя — задача-максимум. Тут все средства хороши: любовь, предательство, оставленные дети, возникающие из небытия отставленные отцы… Плюс международная обстановка: Афганистан, перестройка, горком с человеческим лицом, директор ткацкой фабрики с личными переживаниями не в ущерб общественных, похороны с поминками нон-стоп… Есть плацдарм для слезотечения и рукозаламывания.
Обсуждать игру актеров смысла нет — судите сами. Сравнивайте с другими фильмами, благо в этом недостатка нет. Зоркий зритель найдет некоторое количество ляпов типа пластиковых окон, современных дверей, двухкамерных холодильников, фасона босоножек и прочих усовершенствований, не свойственный той эпохе. Кому-то просто скроенные линейные характеры, бородатые анекдоты и речевые банальности персонажей не испортят впечатления.
Сироп из ностальгии способен спасти любое мелодраматическое варенье.
P. S. Немного сбивает с наивной лирической ноты мистическое сходство главной героини Маши с усопшим Майклом Джексоном… Прежде чем закидывать меня каменьями, присмотритесь.
Ксения Маевская