«Оттепель»: весной и не пахнет

«Оттепель»: весной и не пахнет

Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»,

glavred@vokrug.tv

Главным событием теленедели, конечно, стал сериал«Оттепель»Первого канала. Задолго до премьеры анонсировался огромными рекламными блоками. Сейчас идет весьма креативная и красивая реклама проекта, где главные актеры в студии, в наушниках, записывают пронзительные стихи: «В тот месяц май, в тот месяц мой», «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайтесь в прежние места».

Прекрасный ход! Такой ностальгией повеяло, временами, когда поэзия выражала не только чувства, переживания, настроения, но и, простите за пафос, народные чаяния, ожидания.

Перед премьерой режиссер сериалаВалерий Тодоровскийраздал множество интервью, в которых сообщил, что фильм навеян трагической биографией поэта, сценариста и актера Геннадия Шпаликова, а также судьбой выдающегося режиссераПетра Тодоровского. Понятное дело, зритель прильнул к экрану

Не могу сказать, что «Оттепель» меня разочаровала: смотрю, и не без удовольствия. Просто немного не оправдала ожиданий. Мне казалось, что о 60-х можно говорить более многослойно: интереснейшее ведь было время. И не только потому, что оно обещало кому-то «свободу от тоталитаризма».

Это было время больших открытий, народ, пришедший в себя от войны, стал как-то радостно жить, смелее мечтать, дерзко покорять новые рубежи Банальные примеры, но действительно: у нас появились достижения в покорении космоса, в спорте, великолепная литература и, конечно, кинематограф. Валерий Тодоровский сосредоточился только на том, что хорошо знает лично, — на кинематографе.

Режиссер говорит, что помнит, какие компании собирались в доме отца, и какие разговоры велись Он сознательно сузил проблематику сериала, заострив внимание на взаимоотношениях внутри одной съемочной группы, — и, на мой взгляд, этим сильно обеднил историю. С тем же успехом сюжет можно было бы переместить и в застойные 70-е, и в перестроечные 80-е, и в никакие 90-е Кино всегда снимается так: кто-то в кого-то влюбляется, кто-то кого-то начинает ненавидеть, актриса порхает из постели оператора в постель режиссера, кто-то уходит в затяжной запой И причем тут оттепель?

Время Тодоровский обозначил несколькими броскими внешними деталями. Наряды женщин потрясающие: в них почти каждая — красавица. Мои возрастные тетушки, глядя на нейлоновые прозрачные кофточки, оживляются и вспоминают, у каких спекулянтов их покупали в 60-е, за сколько и как подбирали красивые комбинашки под них Камера не сводит своего объектива с завитков бабетты — и камера права!

Этим произведением парикмахерского искусства можно любоваться часами! В сегодняшний бы день такую женственную моду, а то все унисекс да унисекс

И все же это изысканный гарнир, не подменяющий основного блюда. А как его отыскать под всеми этими красивостями?

Кстати, если говорить о «гарнире», сцена приготовления щей снята Тодоровским поэтически, а его отец — «Петя из Одессы», не выпускающий из рук гитары, приехавший эти щи готовить и есть, — показан с огромной сыновней любовью и трепетом

У Тодоровского со времен «Страны глухих» был великий дар открывать новые лица. Когда-то он открылЧулпан Хаматову,Дину Корзун, позднее —Антона Шагина,Екатерину Вилкову, Максима Матвеева Сейчас наступает звездный часАнны Чиповской. Интересная девушка, но, к сожалению, и в«Шпионе», и в «Оттепели» использует один и тот же прием: при всей бросающейся в глаза сексапильности изображает из себя святую наивность и чистоту. Иногда это выглядит смешно: спать с мужчинами эта девушка из 60-х может, а вот какую часть одежды снимать у гинеколога, она не знает

Из актерского состава лучший, по-моему,Михаил Ефремов. Мне говорят: а ему играть-то ничего не приходится — себя изображает. А мне кажется, если он кого и изображает, то своего отца — огромного режиссера, потерявшего внутреннюю свободу, но способного восхищаться ею в молодых и талантливых

В интернете разразилась буря по поводу того, что в сериале много курят. Признаюсь, мне тоже это режет глаз. В «17 мгновениях весны» Штирлиц тоже много и красиво курит, но в «Оттепели» герои это делают как-то демонстративно, подчеркнуто.

Герой Цыганова громко щелкает зажигалкой, долго затягивается, потом медленно тянет руку к губам героиниВиктории Исаковой, она тоже долго затягивается, действие происходит в автомобиле, и явно видно, что Тодоровский, большой мастер, делает этот акцент неслучайно, но выглядит все это натужно и неестественно. В программе«Вечерний Ургант» Тодоровского, кстати, спросили, почему у него так много «сигаретных» сцен — он, по-моему, даже разозлился. А Ургант показал пародию на «Оттепель», в которой все сотрудники «Вечернего Урганта», включая самого Ивана, Аллу Михееву и даже ребенка из рубрики «Взгляд снизу», отравляются никотином — метко и смешно получилось

В общем, вывод такой: «Оттепель», конечно, выбивается из ряда того «мыла», которым беспрерывно кормят нас каналы. В ней красивые люди, запоминающаяся (если не сказать навязчивая) музыка, внятно изложенный сюжет. Но для меня фильмами, лучше всего показывающими атмосферу 60-х, останутся «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Влюбленные», да даже «Живет такой парень» и «Дайте жалобную книгу». Невыносимая легкость бытия, светлая ирония, желание изменить весь мир, способность стремительно влюбляться, читать стихи, дружить до потери пульса, драться, отстаивая честь — вот что такое60-е

Шоу«Голос» вошло в волнующую фазу прямых эфиров — становится еще более нервно. Хотя мне кажется, прямые эфиры по-настоящему актуальны для таких программ, как«Что? Где? Когда?», показывающих чудо рождения ответа на вопрос на твоих глазах. Нынешний этап «Голоса» показывает «чудо» зрительского голосования.

Пока оно довольно адекватное. В самом деле, чего ради оставлять в проекте изысканнейшего Андрея Давидяна? Засветился в эфире, о нем узнали миллионы зрителей, наверное, начнет мелькать в передачах — для возрастного музыканта уже результат. Узнали о сильном, но немного самовлюбленном Петре Елфимове; импульсивном, но еще необученномНодаре Ревия; интересных Юлии Пак иЭлине Чаге Думаю, Первый канал и их будет время от времени звать в свои шоу.

Но оставаться должны «монстры»: Наргиз Закирова, с легкостью справляющаяся с любым репертуаром; Тина Кузнецова — по-моему, самый логичный претендент на «Евровидение» Ее казацко-цыганский перформанс потряс. Хотела бы обратиться к операторам: не надо нам показывать лица в зрительном зале или пальцы музыкантов, когда поют участники, ведь здесь важно все — любое движение, любой вздох

С нетерпением жду на этой неделе выступленияАнтона Беляева, за которого горячо болею.

Первый канал показал фильм «Вы не знаете Джека»Барри Левинсона. Картина — о Джеке Кеворкяне, прозванном Доктор Смерть.

Невероятное актерское перевоплощениеАль Пачинои острая, пограничная темаэвтаназии Мы с друзьями, посмотрев этот фильм, долго спорилио том, преступник ли Кеворкян или первооткрыватель новой профессии — избавителя от мук смертельно больных, обреченных людей Мне кажется, что в эвтаназии есть смысл, но я бы не хотела, чтобы она когда-нибудь была применена к людям, которые мне дороги. Вот такой моральный казус.

И в которыйразвопрос «в никуда»:почему фильмы, заставляющие задуматься о чем-то по-настоящему важном, показывают вглубокой ночи?! «Джека» начали показывать в 00:45, закончили в 03:15 — ну кто это выдержит?!

Еще одним из обсуждаемых эфиров ушедшей недели стала программа«Сегодня вечером с Андреем Малаховым», посвященная скандалу в семействе музыканта Владимира Кузьмина. Такое впечатление, что Малахов делал очередной выпуск«Пусть говорят», да к субботе перелопатил программку в другой формат. Для тех, кто пропустил, сообщаю: у Кузьмина нашлась 20-летняя дочь — темнокожая, живущая в Америке.

Ее родила женщина — полурусская-полуугандийка, лишь однажды, имевшая с музыкантом тесный контакт. Судьба этой женщины (если, конечно, все, о чем она рассказывает, — правда) — это сплошная трагедия. Ее, забеременевшую, родня из Ростова вытолкнула в Африку, там над ней все измывались, морили голодом и всячески добивались того, чтобы она избавилась от ребенка.

Женщина все-таки родила, ребенок вырос и превратился в красивую умную девушку. Теперь женщина умирает (поскольку от всех напастей она подсела на наркотики и заразилась неизлечимой болезнью) и хочет, чтобы Кузьмин признал дочь, дабы у нее был хоть один родитель Поразило, как обсуждали эту историю в студии Малахова: со смешками, весело, развязно Напомню, речь между тем идет об умирающем человеке.

Наверное, Малахов мечтает провести с известным человеком свою любимую процедуру — анализ ДНК. Это вообще уже стало новым телевизионным жанром: на НТВ существует целое ток-шоу«ДНК», которое ведет умница и красавица Марина Могилевская, делает это интеллигентно, но гадкой и пошлой сути это не меняет.

Я вот все думаю: если лет эдак через дцать кто-то из режиссеров уровня Тодоровского возьмется снимать кино о нашем времени, как оно будет называться — «Грязь»?

Константин Меладзе и Паулина Андреева — Оттепель

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: