Андрис лиепа: «я исполнил последнюю мечту майи плисецкой»
15 декабря на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится концерт звезд мирового балета «Christmas Балет-гала». С режиссером-постановщиком и художественным руководителем проекта Андрисом Лиепой мы встретились накануне премьеры в отеле St. Regis, ставшем уютным домом для участников концерта.
Разговор коснулся детских воспоминаний знаменитого танцовщика и традиций этой известной семьи.
– Андрис, что вдохновляло вас на создание номеров для праздничной программы?
– Я с детства любил декабрьские предпраздничные дни, когда живешь в предвкушении чего-то особенного. Кроме того, в Москве ежегодно проходил фестиваль «Русская зима», в котором участвовал, еще будучи танцором Большого театра. Позднее я сам был организатором новогодних балов в Гостином дворе. На протяжении десяти лет темой для ежегодных спектаклей были культура и традиции разных стран.
Например, в испанской теме мы брали за основу «Дон Кихота», в программе, посвященной России и Германии, – «Щелкунчика». Так что опыт у меня большой. Но уникальность предстоящего «Christmas Балет-гала» в том, что на сцене соберутся звезды балетных трупп всего мира, и все они – представители русской балетной школы, наши соотечественники.
– Знаменитая сцена Государственного Кремлевского дворца вам хорошо знакома…
– Вы правы. Впервые на сцену Кремля я вышел в 1971 году – в балете «Школьный двор» танцевал детскую польку. Ну и конечно, я неоднократно приходил сюда на выступления отца – Марис Лиепа танцевал в «Жизели», «Спящей красавице», «Легенде о любви».
Для меня это действительно родная сцена.
– Какие воспоминания связаны у вас с Новым годом и Рождеством?
– Я родился 6 января, так что у меня двойной праздник. Я наполовину латыш, поэтому в детстве мы обязательно ездили в Ригу отмечать католическое Рождество. Новый год, православное Рождество и мой день рождения праздновали уже в Москве. Подарков у меня всегда было очень много, и, конечно, я был счастлив! (Улыбается.)
– Доводилось ли вам встречать Новый год в другой стране?
– 31 декабря мы с Ниной Ананиашвили танцевали в Монако, в Зале Гарнье, на сцене которого когда-то выступал Русский балет Дягилева. После концерта мы отправились в ресторан. И, должен сказать, никакого праздничного настроения не ощущалось. Местные жители просто пришли поужинать, выпить по бокалу вина.
Для европейцев Новый год не такой особенный праздник, как для нас, русских.
– Недавно на сцене Большого театра прошли вечера, посвященные 90-летию Майи Плисецкой, постановкой которых вы занимались. Вы были дружны с Майей Михайловной. Какой она осталась в вашей памяти?
– Удивительно нежной, красивой, талантливой. В последний раз мы виделись в середине апреля этого года, и ничего не предвещало, что через две недели ее не станет… У меня в телефоне остались фотографии с ней, ее супругом Родионом Щедриным и директором Большого театра Владимиром Уриным. Майя Михайловна на них красивая, цветущая, светлая! Мы обсуждали детали ее предстоящего юбилейного вечера.
Она мечтала сама выйти на сцену Большого под музыку из «Болеро». На прощание Майя Михайловна мне сказала: «Андрюш, у нас все так хорошо складывается, осталось только дожить».
2 мая, когда ее не стало, я отчетливо вспомнил эти слова и решил обязательно исполнить последнюю мечту великой балерины. На юбилейном вечере, после замечательного выступления Светы Захаровой в «Кармен-сюите», мы вынесли на сцену стол из «Болеро», а на огромный экран запустили изображение танцующей Майи Плисецкой. Во время этого щемящего эпизода многие в зале плакали.
После концерта ко мне подошел Родион Константинович: «Андрис, Майя была бы очень довольна!» Ради таких слов я делал эту программу в течение шести месяцев! Верю, что Майя Михайловна сверху наблюдала за нами.
Марис Лиепа и Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро»
– Андрис, вы объехали практически весь мир. Где, по-вашему, живут самые красивые женщины?
– Конечно, в России. В этом у меня нет никаких сомнений!
– В какой стране вы еще не были, но непременно хотели бы побывать?
– Я ни разу не был в Австралии – это интересная и самобытная страна. Не перестаю удивляться масштабам нашей России! За последние лет шесть я очень много ездил по стране: Новосибирск, Пермь, Сочи, Ессентуки, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону… Рудольф Нуриев как-то заметил, что мы, артисты балета, похожи на цыган: ведем такой же кочевой образ жизни.
У меня действительно всегда наготове большой чемодан. Сегодня я в России, а завтра уже лечу в Париж или Тбилиси.
Беседовала Ирина Боровлева
Редакция благодарит отель St. Regis Moscow Nikolskaya (Москва, ул. Никольская, 12) за помощь в проведении фотосессии.