Александр петров для spletnik.ru: о карьере, гарри поттере и химии на экране
Александр Петров
С момента последней беседы SPLETNIK.RU с Александром Петровым миновал год. За это время в жизни актера, прославившегося благодаря сериалам Метод и Полицейский с Рублевки и фильму Федора Бондарчука Притяжение, произошло много изменений — новые роли, рекламные проекты. И это только самое начало — в планах Александра еще много пунктов, которые только предстоит вычеркнуть.
Впрочем, рассказывать о пока что не свершившихся делах Петров не любит, зато не прочь поразмышлять о дружбе, Гарри Поттере, химии на экране, творческом кризисе и не только.
Какой смысл вы вкладываете в слово дружба? В одномиз интервью вы сказали, что Александр Паль — ваш лучший друг. Что должно такого произойти, чтобы вы разорвали все контакты с близкими людьми?
Я думаю, что дружба для меня — это понятие, проверенное временем. Дружба никогда, ни при каких обстоятельствах не может быть разорвана. Безусловно, ситуации могут быть совершенно разными, но если люди проверены временем, то разорвать эти узы невозможно.
Вы пишете стихи. Причем не просто делаете поэтические наброски, а устраиваете концерты, организовываете своего рода литературные вечера, где зачитываете работы как известных классиков, так и собственные. Кто из поэтов вдохновляет вас на творческую волну?
Вдохновляют Маяковский, Цой, Высоцкий, Вознесенский… Безусловно, Пушкин, но мне кажется, Пушкин — это как очень хорошее вино, до которого люди доходят уже после сорока.
В вашей карьере получается все весьма контрастно: вот вам хайповый полицейский с Рублевки, а вот — Гоголь. Не считаете ли вы, что такой разброс образов может кого-то натолкнуть на мысль, что вы либо недостаточно серьезно настроены по отношению к литературному наследию, либо в качестве фана, без всякого смысла, играете полицейского? Есть ли у вас какой-то внутренний баланс между такими ролями?
Знаете, сериал Полицейский с Рублевки в почете у зрителя не просто же так — мы сейчас снимаем уже третий сезон. Дело в том, что там заложено очень много всего, что помогает зрителю стать ближе к герою и сопереживать ему, хотя очевидно, что герой вымышленный. А вообще смысл актерской профессии в том, что ты можешь быть и полицейским с Рублевки, и Гоголем — это никак друг другу не противоречит, это как звенья одной цепи.
Это так круто, когда ты берешься за, казалось бы, неподвластные тебе роли, а они получаются. А если совместить! Кстати, мы как раз и совместили в проморолике Гоголя и полицейского и плюс меня самого, то есть я играл три роли. И только благодаря моему серьезному отношению ко всем этим трем ролям, эта история отозвалась в сердцах зрителей.
Полицейский с Рублевки никак не может быть фаном, потому что это серьезная драматическая история. И роль серьезная. И судьба человека тоже серьезная.
Просто это комедия.
Александр Петров в фильме Гоголь. Начало
Кстати, о литературе. Кого из классиков вы бы точно посоветовали тем, кто хочет связать свою жизнь с театральным искусством? Назовите вашу пятерку must read на сегодняшний день.
Я бы не стал настойчиво рекомендовать кого-то, это дело вкуса. Но я бы, безусловно, посоветовал всех классиков к прочтению. А пятерка must read — это Шекспир, Чехов, Достоевский, Маяковский и Пауло Коэльо.
И, между всем этим, я бы туда засунул марвеловские истории, истории, созданные вселенной Marvel— комиксы, как ни странно.
Вы трудитесь в театре имени Ермоловой, который занимает достаточно важное место в вашей карьере. А теперь представьте, что вас поставили перед выбором: театр или кино? Чем вы сможете обосновать свою позицию?
Даже представить не могу, при каких бы таких обстоятельствах я бы стоял перед этим выбором. Уверен, что ни при каких. Кино и театр — это вещи взаимосвязанные и взаимозамещаемые. Но если чисто гипотетически я все-таки встал бы перед этим выбором, то думаю, что выбрал бы кино.
Не знаю, почему. Потому что кино будет жить вечно, фильм можно пересматривать снова и снова, а спектакль — это живой организм, который актуален только в режиме здесь и сейчас. Поэтому я, наверное, выбрал бы кино, хотя я очень люблю театр.
Особенно после того, как мне удалось совместить в одном проекте и театр, и кино, и натуральное существование, и образ, и музыку, и многое другое. Я говорю о своем драматическом шоу #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ.
Александр Петров в сериале Полицейский с рублевки
Что такое творческий кризис? Все артисты время от времени впадают в такую своеобразную депрессию, из которой одни выходят победителями, другие — опускают руки и сдаются. Как вы боретесь с негативом и усталостью?
Мне кажется, этот так называемый творческий кризис, когда ты не знаешь, куда себя применить, — лишь оправдание своему бездействию. Нет работы, нет съемок, нет ролей? Сядь на диван, запиши на телефон стихотворение и выложи в интернет. Это может набрать миллионы просмотров, если это будет сделано честно, искренне и талантливо.
Жизнь настолько короткая, в масштабах вселенной это капля в море! Поэтому все разговоры о творческих кризисах — это по сути признание того, что ты перестал бороться и жить, соответственно. А бороться и жить нужно всегда. Кризис может быть лишь у тебя в голове! Ведь твоей жизнью можешь распоряжаться только ты. Собственно, и усталости тоже не может быть. Ну что такое усталость?
Устал, ну поспи четыре часа. Тебе хватит, поверь. И на следующий день продолжи, пожалуйста, в том же ритме, и никакой усталости не будет.
И неважно, сколько тебе лет — важно, сколько тебе лет в душе.
Как ни странно, многие киноактеры утверждают, что не смотрят фильмы с собственным участием. Например, Даниэл Рэдклифф полжизни посвятил Гарри Поттеру, а ни одной части даже не оценил на экране. Вы смотрите ленты, где в титрах значится Александр Петров?
Мне кажется, что это вранье, что Дэниел Рэдклифф не смотрел ни одной части Гарри Поттера. И мне в принципе кажется большим враньем, что люди не смотрят тех фильмов, в которых они принимают участие. Это вранье. Если ты действительно не смотрел, значит, тебе это неважно и ты за это не болеешь и не болел никогда. Тогда надо уходить из профессии.
И если Дэниел Рэдклифф не смотрел Гарри Поттера, хотя его смотрел весь мир, а он играл Гарри Поттера и не смотрел, теперь понятно, почему он этим Гарри Поттером на всю жизнь так и остался и большим артистом не стал. Он не видел фильмов со своим участием, не сделал выводов, не принял правильных решений в дальнейшем, чтобы повернуть свою карьеру в нужное русло и развиваться. Но я все равно уверен, что он лукавит. Все артисты смотрят фильмы со своим участием.
Все. Без исключения. Возможно, не с начала и не до конца. Иначе, зачем тогда идти в эту профессию, если ты не видишь своего результата? Да и в любой профессии это так. Взять, к примеру, профессию гончара. Он слепил кувшин и не посмотрел на то, что сделал или даже разбил его, при том, что он вкладывал в этот кувшин и время, и сердце, и душу. И даже не посмотрел, что вышло в итоге?
Это же невозможно. Ведь это же так важно для дальнейших результатов! Если артисты не смотрят свои фильмы, значит, они перестали развиваться.
Из-за некоторых киноролей за вами закрепился образ свободолюбивого парня, который, не без везения и удачи, всегда добивается своей цели. Так ли это в реальной жизни? Вы фаталист или же считаете, что все зависит только от нас самих?
От нас самих очень много что зависит, но я полностью убежден, что судьба решает если не все, то практически все. Ведь даже если кому-то просто пришла в голову мысль что-то сделать, она же неспроста к нему пришла. В этом и заключается фатализм. Значит, ты подключился к вселенной и взял у вселенского центра энергии что-то для себя. А если ты испугался и отключился от вселенной, то доступ к ней закроется.
И, как ни странно, ты можешь управлять своей судьбой, и каждому человеку на Земле дается этот шанс.
Недавно вы приняли участие в яркой рекламе глобальной кампании MARTINIPLAYWITHTIME. Съемки проходили в Риме, вашей партнершей по площадке была Равшана Куркова. Хоть это и не был полный метр, но все же получилась маленькая история.
Какой вы нашли Равшану на площадке?
Дело в том, что мы с Равшаной на площадке не увиделись ни разу. Съемки в кино порой складываются таким образом, что артисты друг друга в кадре не видят. Зритель этого никогда в жизни не заметит, но артисты могут сниматься в разные дни, даже если у них есть взаимодействие в кадре. Это, собственно, и есть магия кино. Равшана Куркова — профессиональная и востребованная артистка, поэтому она и оказалась в Риме.
Я рад за нее, она из тех людей, у которых все складывается и в творчестве, и в личной жизни, она много снимается в кино и в рекламе, счастлива в браке, снимает ролики со стихами о какой-то неразделенной любви, которые набирают миллионы просмотров. За нее можно только порадоваться, ведь это как раз тот случай, когда человек работает над своей судьбой.
Существует ли между партнерами на площадке реальная химия? Можно ли играть роль влюбленных, не испытывая никакой физической симпатии друг к другу? Ведь внимательный зритель очень тонко чувствует, когда между актерами есть хоть малейший контакт, а когда его нет вовсе.
Мне кажется, химия может играть свою роль. Во-первых, есть много методик. Первая — это Михаил Чехов, вторая — Иванна Чаббак.
Чехов в свое время превратил систему Станиславского в более понятную систему поведения артиста на площадке, потом из Чехова Иванна Чабак сделала современное пособие по тому, что такое актерская профессия и система подмены — ты играешь роль с кем-то, подменяя этого человека другим. Представляешь, как бы ты реагировал на то, что другой человек в своей фантазии сказал бы это…
Это профессия артиста, это нормальный опыт, так должно быть, но зритель, как ни странно, этого никогда не увидит, а если и увидит, то, как мне кажется, он не сможет отличить правду от реальности (если артисты профессионалы). Вряд ли неподготовленный зритель сможет отличить настоящую химию от ненастоящей.
В контексте кино не очень понятно, что есть настоящая химия, потому что если ты используешь ситуацию подмены, то это тоже будет настоящая химия. Но это ситуация подмены. Теория подмены работает, когда ты представляешь на месте партнера/партнерши другогочеловека, который тебе помогает в том, чтобы сыграть роль. Именно сыграть.
Кино в этом и состоит — в игре, не в документальности, а в документальности существования, но это документальное существование может быть вызвано разными абсолютно способами, причем теми способами, когда тебе не обязательно проживать то, что происходит с персонажем, в том числе и любовь.
Вам удается расставаться со своими экранными образами, когда вы покидаете съемочную площадку? Как сильно та или иная экранная история отражается на вашем самочувствии? Ведь некоторые истории просто невозможно не пропустить через себя.
Интереснейший вопрос! Мне кажется, что доля правды в этом есть. Потому что некоторые истории очень долго в тебе сидят. С одной стороны, это такое притворство, казалось бы, потому что ну играешь ты Гамлета, потом ты переодеваешься во время антракта и выходишь курить.
И ты далеко не Гамлет, но мысли-то остались с Гамлетом. Но мне кажется, что суть актерской профессии в этом и состоит, чтобы сразу выходить из состояния. Ты поймал состояние, ты прожил его в кадре, ты из него сразу вышел. Но послевкусие остается в любом случае. Даже если ты понимаешь, что ты играешь, даже если ты понимаешь, что это все не правда. Правда, но киноправда, театральная правда, но не правда жизни. Но послевкусие все равно остается.
И очень часто, особенно в экспедициях, случается так, что роль прирастает к артисту. И это нормально.
Приведу простой пример. Когда мы снимали Фарцу в Минске, я начал в какой-то момент замечать, что ребята, которые со мной снимались, вечером или во время каких-то посиделок, ужинов, смотрели на меня и ждали принятия какого-то решения, потому что в Фарце Андрей был лидером группировки фарцовщиков. И ребята невольно в какой-то момент смотрели на меня и спрашивали глазами: Куда мы дальше идем?.
И тут ты понимаешь, что роль переросла в жизнь. Это нормально, главное — понимать, что с тобой происходит. Тогда все становится на свои места. И ты понимаешь: нет, конечно, ты не Андрей, но почему-то люди на это так реагируют. И это мне кажется каким-то высшим состоянием артиста, когда он понимает, что роль переросла в жизнь, а значит, она живет. Но перерастает именно роль, а не ты сам, хотя ты, безусловно, можешь играть по этим правилам.
Вообще вопрос, конечно, дико интересный и требует гораздо более развернутого ответа.