Задержание кирилла серебренникова: реакция звезд и петиция в поддержку режиссера
Кирилл Серебреников
Ночью 22 августа Следственный комитет России задержал 47-летнего режиссера Кирилла Серебренникова по делу о мошенничестве: его подозревают в хищении не менее 68 миллионов рублей. Задержание произошло в Санкт-Петербурге, где Серебренников находился на съемках фильма Лето о Викторе Цое. Режиссера Гоголь-центра доставили в Москву. Пока СК еще не обращался в суд с ходатайством об аресте, но в скором времени Кириллу Серебренникову должны предъявить обвинение.
Дело против него возбуждено по статье о мошенничестве в особо крупном размере, которая предполагает до десяти лет лишения свободы. В качестве меры пресечения Серебренникова могут отправить в СИЗО или посадить под домашний арест.
Задержание Кирилла Серебренникова, одного из ведущих отечественных кино- и театральных режиссеров и художественного руководителя Гоголь-центра (сейчас отстранен от работы), возмутило общественность. Многие отечественные деятели культуры, журналисты, политики и коллеги Серебренникова уже выступили в его поддержку. Также в сети начался сбор подписей за освобождение режиссера.
SPLETNIK.RU рассказывает о реакции, которую вызвало громкое дело.
Кирилл Серебренников
Через несколько часов после задержания Серебренникова на сайте Change.org была создана петиция в поддержку режиссера. Ее авторы считают, что Серебренникова преследуют по политическим мотивам:
Мы требуем прекратить уголовное преследование Кирилла Серебренникова и его команды по политическим мотивам. Деятели искусства должны иметь право свободно высказывать свое мнение. Оно гарантировано им Конституцией нашей страны.
Органы правопорядка и следствия не должны превращаться в дубинку для устрашения несогласных с политикой властей. Прекратите политическое преследование Кирилла Серебренникова!
— написано в петиции. На данный момент петицию подписало уже полторы тысячи человек.
Алексей Кудрин, бывший министр финансов России (Twitter)
Арест режиссера — явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены, — прим. ред.)
Лия Ахеджакова, актриса (для РИА Новости)
Ужасное известие. Эта ниточка — это привет от Мейерхольда. Не понимаю, что же будет дальше? Наверное, поползем на коленях к царю-батюшке.
После обыска у него [Cеребренникова] же отобрали зарубежный паспорт, они же такие хитрые, каких свет не видел, у них опыт колоссальный: вспомните Мейерхольда или Мандельштама, даже Есенин — в пытках умер.
Лия Ахеджакова
Евгений Стычкин, актер (для КоммерсантЪ)
Это не поддается никакому объяснению. Все знают о том, что были спектакли. Почему, кому перешел Кирилл дорогу, почему именно его выбрали в качестве такой показательной акции? Человек искусства подвергается в современной нашей такой истории почти беспрецедентной травле. Почему его не может государство защитить? У нас же есть презумпция невиновности, так пускай сначала докажут, что что-то есть, пускай будут заслушаны все мнения, а потом уже будет что-то происходить.
Нельзя человека взять, вырвать из его жизни и заставить пройти через все это. От этого очень страшно. Если есть задача произвести на нас впечатление, так они эту цель, безусловно, достигли, эта задача решена.
Юрий Грымов, режиссер (для КоммерсантЪ)
Театр — это очень сложный механизм. Это большая ответственность — зарплаты, производство, хранение, очень много всего сложного. И, скажу честно, я никогда не чувствовал на себе, и, я думаю, мало кто чувствовал, реально факты какого-то политического или творческого давления. Если есть нарушения финансовые, значит, следствие будет этим заниматься. С чего вдруг тогда Малобродский был уволен? Знали, что там есть какие-то нарушения.
Поэтому тут сложная ситуация, которую должно прояснить абсолютно честное следствие, причем публичное. Предъявляется, конечно, очень большая сумма — для театра это очень большие деньги. Поэтому я думаю, что время покажет, и следствие, надеюсь, при такой публичности будет максимально открытым и честным.
Юрий Грымов
Николай Сванидзе, тележурналист, историк, председатель комиссии по гражданским правам Совета по правам человека (для Интерфакс)
Непонятно, почему так брутально с ним поступают. Он что, насильник, серийный убийца, опасен для общества? Почему его нужно задерживать? Он абсолютно законопослушный гражданин, не склонный ни к побегам, ни к насилию.
Зачем нужно ограничение личной свободы гражданина?
Павел Лунгин, режиссер (для Эхо Москвы)
Мне кажется, мы еще раз видим, что наши правоохранительные органы не дают заднего хода, не могут проявить гибкость. Конечно, нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает.
Он тут, он ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это излишняя жестокость, какая-то мстительная жестокость.
Николай Картозия, генеральный директор телеканала Пятница (Facebook)
Можете считать меня наивным дурачком, но я не верю, что мой друг Кирилл Серебренников мошенник. Я запрещаю себя даже думать так. И вас, если вы мои друзья и друзья Кирилла, прошу — не стройте допущений. Ведь все, что нам пока сообщили, не доказано-полудоказано. Где факты?
Кирилл — потрясающий человек и огромная талантливая душа. Чтобы там ни было в развязке… Дядя Кирилл, я твой друг и не отрекусь.
Большая чистка френдленты сегодня, видимо, будет. Ну и к лучшему. Люди любят предположить, это часть человеческого в нас. Но есть допущения, которые чернят душу и превращают тебя в токсичную б****.
Вот такого у меня в ленте не будет.
Павел Бардин, режиссер (Facebook)
Задержан Серебренников — очередная победа культуры насилия над культурой.
Никита Кукушкин, актер Гоголь-центра
Друзья! Там реально работают глупые и несчастные люди.В основном люди неталантливые,или люди свой талант затерявшие. Они слабенькие.За ними нет правды. Таким надо помогать. Значит переживать есть смысл им. Они как пчелки с жалом в попку.
А нам — хватит горевать! Перевернуть игру.
Никита Кукушкин
Михаил Идов, сценарист, журналист (для канала Дождь)
Мне известно ровно то же самое, что и вам. Я узнал о происходящем минут 20 назад. Все, что я могу сказать — два дня назад моя жена Лиля и я, как соавторы сценария фильма Лето, были на съемках этого фильма у Кирилла Семеновича в Петербурге. Кирилл был в прекрасном настроении, работа шла, работа продолжится, я уверен.
Вот собственно и все. А так мы в огромном шоке, конечно.