«Второе дыхание» на первом: отзыв о сериале
Обозреватель «Вокруг ТВ» Ксения Маевская продолжает смотреть русские сериалы и делиться с читателями впечатлениями. На этой неделе она написала отзыв о многосерийных мелодрамах «Сестра моя, любовь» на телеканале «Россия-1» и «Второе дыхание» на Первом.
Ну что, друзья, неужели нас перестали кормить протертой кашкой из слезливых приторных сериалов про кровь-любовь с хеппи-эндом и разрешили заглянуть за кулисы научного мира? Такие мажорные мысли приходят в начале просмотра «Второго дыхания», показанного на этой неделе Первым каналом. Неужели телевизионщики решились показать нам не только будни уголовного розыска и врачебные тайны?
Неужели решились увести нас с бесконечных станичных полей с развесистой клюквой и сельскими страданиями в мир современный, хайтековский, насквозь технологичный? Даже нанотехнологичный.
Сердце забилось в радостном предчувствии перехода на новую ступень цивилизации. Тем более что сценаристам сплошь мужского пола (Антон Зинченко, Максим Демченко, Дмитрий Терехов (II), Станислав Гнездилов (II), Петр Смирнов) явно чужды сантименты и излишняя экранная сырость. Да и актерский состав почетный: Виктория Толстоганова, Марат Башаров, Егор Бероев.
Ну, начнем, помолясь.
Компьютерные облака, стекло и бетон, пробирки и сверхточные приборы — все сообщает нам о передовом крае научно-технического прогресса. Декорации для создания нужной атмосферы причастности к большой науке готовы. Субсидии на развитие неведомых нанотехнологий текут рекой где-то за кадром.
И двое талантливых ученых-физиков с двумя детьми, прозябающие в заштатном НИИ, кажется, вот-вот окажутся востребованными новой реальностью и смогут купить чипсы собственным детям. Но сериал имеет свои законы: без сумы и тюрьмы — этих любимых костылей оригинального жанра — обходиться пока не научились. Как и без заболевших и пропадающий детей, многозначительных злодеев, сбитых людей, смертельных недугов, погонь и перестрелок, ложных беременностей — в общем, далеких от сухой научной теории предметов.
Сюжет вызывает непреодолимые ассоциации с фильмами «Надежда уходит последней», «Всегда говори «всегда», «Уравнение любви», «Атлантида», «Отражение», «Индус» и прочими. То ли смотришь продолжение сериала с другими героями, то ли уже видел этот фильм, но забыл, чем дело кончилось. Одна моя знакомая берет в самолет одну и ту же книгу Дарьи Донцовой, чтобы отвлечься от переживаний за сохранность своей жизни в часы парения в облаках.
На вопрос, почему всегда одна и та же книга (благо природа не обидела писательницу плодовитостью), искренне отвечает: «А я забываю прочитанное, едва успев захлопнуть книгу». Экономно.
В нашем случае, если отшелушить нанодекорации и псевдонаучные термины, вроде «регенерационных наномедов», останется привычная мелодраматическая история о трусливом и малодушном муже, вину за преступление которого взяла на себя жена, разводе с дележом потомства и квартир, воспитании разновеликих детей, служебном романе героини и наказании главного нанозлодея-начальника.
«Второе дыхание»: Виктория Толстоганова занялась физикой
Подготовленные за ночь доклады и сделанные на коленке открытия вызывают легкое недоверие, особенно когда ученые требуют учебник по физике за девятый класс, чтобы разобраться с проблемой катализатора. Многие зрители все же перешли в десятый класс, и псевдонаучные скороговорки с приставкой «нано» вызывают у них легкий незлобивый смех. Так дети имитируют в песочнице разговоры взрослых.
Журналист Матвей Ганапольский как-то сказал: «Я усвоил две истины: всегда надо помнить о том, что среди слушателей могут попасться люди с высшим образованием, и что нельзя заплевывать микрофон». Что касается нашего случая, «микрофон не заплеван», с техническо-декоративной же точки зрения фантастические наноинтерьеры и нанострасти хороших наноартистов отвлекают от погрешностей диалогов наносценария, которые просты и примитивны в ущерб набегающим событиям.
И вражеский наношпион по-английски не очень умело разговаривает. Как раз на уровне учебника за девятый класс. Ребята, пора делать выбор — завершать образование или все же в ПТУ.
Хорошим актерам снова недодали текстового материала для изображения нанострастей. Но это беда, пожалуй, практически всех телесериалов, заведомо отказывающих зрителю в праве на полноценный продукт. Что это — боязнь разочаровать зрителя?
Или уверенность в его недалекости и нежелании дослушать сложноподчиненную конструкцию? Вспомните, какой интерес вызывали и вызывают фильмы об ученых «Девять дней одного года», «Иду на грозу» — там ведь тоже об ученых-физиках, правда, без приставки «нано». Но зато и без перестрелок, погонь и шпионских страстей, приправленных мыльной пеной.
Ксения Маевская