В кино на этой неделе: муки литературного творчества в «маме!» и «мадам», отечественный «напарник» и семейная комедия «статус брэда»
Осень — пора для творческих исканий: писатели и поэты, ахтунг! Недаром Александр Пушкин так любил «пышное природы увяданье», а болдинская осень 1830 года была очень плодотворным периодом в творчестве великого реформатора русского языка. На этой кинонеделе в тренде фильмы о служителях пера: Хавьер Бардем в триллере Даррена Аронофски «мама!» сыграл поэта, а один из героев французской комедии «Мадам» — прозаик.
И оба персонажа идут на невероятные ухищрения ради новых сюжетов. А вот чаша кинематографа историями полна, правда, мы не знаем, каких усилий это стоило создателям картин! На этой неделе, как всегда, сборная солянка из драм, комедий и триллеров.
Подробнее о них — в нашем обзоре.
«Напарник»
Обмен телами? Плавали в море подобных сюжетов — знаем. Вот вам «Чумовая пятница» с Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис в главных ролях: тут мать и дочь-подросток позаимствовали облик друг друга. Есть и кино о перевоплощении взрослого в тинейджера: например, «Папе снова 17» 2009 года с совсем еще юношей Заком Эфроном.
И обратная ситуация — ребенок, раньше времени попавший в жестокий мир тех, кому не повезло уже переступить порог совершеннолетия, — также отражена в киноискусстве. Тут и фильм «Большой» с Томом Хэнксом, и недавняя анимация «Босс-молокосос». И в отечественном кинематографе рокировочку не обошли стороной: чего только стоит франшиза «Любовь-морковь» с Гошей Куценко и Кристиной Орбакайте в главных ролях.
Сергей Гармаш в фильме «Напарник»
И что за напасть тогда этот «Напарник» режиссера Александра Андрющенко? Снова какая-то проходная компиляция, полная расхожих киноштампов, или, правда, что-то стоящее? Создатели интригуют тем, что главный герой — годовалый ребенок, полностью отрисованный на компьютере и оцифрованный с помощью Motion Capture. Голос и мимику персонажу подарил Сергей Гармаш, а пластику — Александр Петров, находящийся сейчас на пике популярности.
Где только его ни встретишь: он и Николай Васильевич Гоголь в фильме Егора Баранова «Гоголь. Начало», и маленький оперативник — от горшка два вершка. Не будет ли у Петрова так, как у героя комедии «Мифы» по имени Сергей (Сергей Безруков): роли закончились — нечего больше сыграть.
Надо сказать, что полностью виртуальный главный герой — несомненное ноу-хау в кинематографе. Даже не посвященному во все премудрости технологий понятно: проделана огромная работа, и на ее результат стоит взглянуть в кинотеатрах. А вот при более пристальном взгляде на помолодевшего майора Хромова невозможно избавиться от ощущения, что «Дед Мороз все-таки не настоящий».
Компьютер в младенце выдают угловатые движения, немного замедленная мимика и то, что губы не успевают за речью Гармаша.
Лиза Арзамасова в фильме «Напарник»
Отдельного внимания заслуживает то, что комедию снимали во Владивостоке. Во всей красе на экране предстает новый вантовый мост на острове Русском, который построили к саммиту АТЭС в 2012 году. Посмотреть «Напарника» стоит хотя бы для того, чтобы расширить свое представление о нашей необъятной Родине и увидеть, как в последние годы изменился дальневосточный портовый город.
А вот к неудачам фильма можно отнести образ гадалки, из-за проклятия которой майор Хромов и оказался в столь неудобном для него теле «не по размеру и не по статусу». Ясновидящая выглядит слишком уж карикатурно и говорит со странной наигранной интонацией. Такое чувство, будто это участница проекта «Битва экстрасенсов», которая отсеялась после первого же кастинга.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Кадр из фильма «Напарник»
«мама!»
Новый фильм Даррена Аронофски «мама!» — как солдат, который спит, а служба идет. Еще до венецианской премьеры мистический триллер уже получил свою минуту славы. Интерес к картине подогревал служебный роман, завязавшийся у режиссера и исполнительницы главной женской роли Дженнифер Лоуренс. На Лидо новинка от создателя «Реквиема по мечте» также не прошла незамеченной.
В фокусе, правда, оказался не сюжет фильма, а модные выходы Дженнифер Лоуренс. Она сменила несколько платьев, и все как на подбор были шикарными. Интересно, сколько комнат в доме актрисы занимает гардероб, и может ли она по количеству нарядов составить конкуренцию знатным модницам — английским королевам?
Теперь про сам фильм. За всей этой светской мишурой осталось незамеченным, что работу Аронофски в Венеции освистали. Но тут спешить с выводами о том, что картине грош цена, не стоит. Возможно, фестивальная пресса просто оказалась слишком консервативной, чтобы оценить прорыв: такие случаи в истории крупных киносмотров происходили не раз.
Критики отворачивались, сморщив носик, даже от работ таких мэтров, как Ларс фон Триер.
Конечно, фильм из таких, о которых можно сказать: «Ну что за Чудо-юдо рыба кит!» Тут и треша, и саспенса с горкой, а сверху все это приправили острым соусом из библейских мотивов — даже постеры к фильму отсылают к образу Девы Марии.
Дженнифер Лоуренс в фильме «мама!»
Главный герой в исполнении Хавьера Бардема — поэт, как и все творцы, мечтающий о славе. Только вот пути к ней тернисты — иногда бывает не лишним прибегнуть к помощи темных сил. Кажется, что и персонаж «мамы!» выбирает проторенную еще со времен гетевского «Фауста» дорожку: он впускает на порог своего дома непрошенных гостей (Мишель Пфайффер и Эд Харрис), которые совсем не пушистики с белыми лапками.
Надо сказать, что сюжет не нов: в кино тема сделки литератора с дьявольскими сущностями поднималась не раз — взять хотя бы ленты «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» с Энтони Хопкинсом и Алеком Болдуином или «Слова» с Брэдли Купером.
Интересно посмотреть и на Дженнифер Лоуренс: у актрисы удивительно правдоподобно получается передать исступление и отчаяние. Один только ее пронзительный крик чего стоит! Музе Аронофски однозначно подходит амплуа кликуши (этим словом Федор Достоевский любил называть эксцентричных и неуравновешенных героинь в своих произведениях. — Прим. ред.).
Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем в фильме «мама!»
«Статус Брэда»
Как же мы часто оглядываемся на окружающих и не осознаем, насколько это портит нам жизнь. Будто бы живем по команде «Смирно! Равняйсь на других!». А порой нужно сказать самому себе «Вольно!», расслабиться и жить в свое удовольствие. Все шло у главного героя комедии Брэда Слоуна (Бен Стиллер) как по маслу, пока он не возобновил общение с бывшими однокурсниками.
Крейг Фишер (Майкл Шин) работает в Белом доме, Джейсон Хэтфилд (Люк Уилсон) управляет фондом, Билли Рестлер (Джемейн Клемент) продал свою компанию в 40 лет, накопив целое состояние, и отправился в бессрочный отпуск. «А чего добился я — простой закадровый сотрудник на телевидении», — думает Брэд. У него развивается депрессия. Но хуже всего то, что собственную неуверенность в себе главный герой распространяет на сына: ничего-то у тебя не получится, да не поступишь ты в Гарвард и т.д.
Комедия «Статус Брэда» сейчас как нельзя актуальна. Создатели фильма иронизируют над новой напастью, охватившей общество: ученые назвали ее FOMO (англ. Fear of missing out, или по-нашему — синдром упущенной выгоды).
Он заключает в том, что многие люди патологически боятся пропустить что-то важное, а чужая жизнь со стороны кажется им гораздо интереснее своей, что вызывает мрачное настроение. Очень часто феномен связывают с пагубным вилиянием социальных сетей: мол, мы смотрим на чужие фото и завидуем (конечно, ведь никто в дурном свете себя не выставит!). Создается ошибочное ощущение, что «я лузер, а все вокруг уж такие прямо успешные — горы сворачивают».
Творческой команде «Статуса Брэда» удалось как нельзя успешно выставить этот негативный тренд на посмешище.
Кадр из фильма «Статус Брэда»
Кстати, статус режиссера Майка Уайта — дебютант. На его счету около 20 ролей в фильмах и сериалах, но только один поставленный полный метр — комедия «Год собаки» 2007 года выхода. Но вы не обращайте на это внимание. Внешние и общепринятые критерии успеха — не главное. Этому учит картина «Статус Бреда».
Нужно оставить за скобками все лишнее: значение имеют не регалии, а смыслы.
«Мадам»
Что-то зачастили на этой неделе фильмы про литераторов. У Аронофски в «маме!» поэт, а в комедии «Мадам» 39-летней дебютантки Аманды Штерс — начинающий писатель. Как и герою Хавьера Бардема, персонажу французской комедии нужно откуда-то черпать вдохновение. Темные силы — не его вариант, алкоголь уже настолько привычен для организма, что не вводит в то беззаботное состояние, когда сюжеты слагаются сами собой. Что же остается делать?
Правильно, инсценировать драму! Для этого подвернулся как нельзя более удобный случай: на званом ужине собралось много интересных личностей. Наш герой решает заварить кашу: выдает служанку за представительницу королевских кровей и сводит ее с богемным искусствоведом.
Только кто будет это всё расхлебывать?
Фильм рекомендован для любителей Франции. Он прямо-таки переносит в атмосферу уютной кафешки где-нибудь на Монмартре. Сидишь за завтраком, запиваешь крок-мадам или крок-месье горячим кофе и наблюдаешь, наблюдаешь за окружающими.
Именно такое ощущение останется у зрителя после просмотра фильма.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Кадр из фильма «Мадам»
«Клаустрофобия»
Очередная «копия копий»: всего две недели назад на экраны вышел ужастик Питера Дьюкса «Квест» — и вот еще одна вариация на тему. На день рождения Кристен (Элизабет Хауэр) дарит своему парню Тайлеру (Ивэн Уильямс) сертификат на игру в модном нынче жанре эскейп-рум (суть игры в том, что нужно выбраться из замкнутого пространства, разгадав за ограниченное время несколько головоломок. — Прим. ред.). Друзья едут развлечься большой компанией, не подозревая, что для кого-то из них этот вечер станет последним.
«Сейчас и мы повеселимся!» — думают антагонисты фильма. Не зря же ребята — искатели приключений заглянули к нам на огонек. Игра становится опасной: боли и крови в «Клаустрофобии» будет много. Обилия глубокого смысла не гарантируем — любителям призадуматься советуем лучше купить билет на квест, чем на новый триллер.
А вот любителям «мясца» лента точно понравится: зло в фильме не дремлет, и жертвам придется изрядно помучиться.
Кадр из фильма «Клаустрофобия»