«Улыбка пересмешника»: и смех и грех
Здравствуйте, уважаемые поклонники отечественного бесперебойного мыльного конвейера! Не успели мы передохнуть от захватившего умы и сердца «Дома с лилиями» с нестареющими героями, как с него исправно сходит свежая порция клюквенного сиропа под маркой «Улыбка пересмешника». В 16 банках-эпизодах — угощение к вечернему чаю от Первого канала.
Откупоривай ежевечерне и принимай по две серии перед сном.
В основе сериала — роман Елены Михалковой, обработанный сценаристками Натальей Чепик и Людмилой Пивоваровой. Сюжет не нов: очередная мелодрама с криминальным душком о провинциальной Золушке, упорхнувшей с зажиточным принцем в Москву за песнями да за красивой сытной жизнью, и ее шаблонных злоключениях.
Останься она на живописном побережье собирать рапанов и жить в светелке с веретеном, пришлось бы нам пару недель слушать утробные завывания ее демонической бабушки и наблюдать за сельским гоп-стопом местной шпаны. (Кстати, однажды видела я актрису Людмилу Полякову в каком-то доморощенном детективе, где она играет обезумевшую маньячку, и с тех пор вздрагиваю при звуках ее голоса. Все кажется, что из стенающей сельской бабушки вылезет безумный вурдалак. Ничего с собой поделать не могу…)
Так вот, страдания на селе мало кому интересны, поэтому зашкаливающую наивность надо поместить в дворцовые интерьеры и придать динамики посредством демонизации удачно подвернувшегося суженого. Его старательно изображает заслуженный герой-любовник современной мыльной оперы Кирилл Сафонов, послушно следуя фантазийному сценарному плану. Обычный суповой набор в виде миллионеров, тюрьмы, отобранных детей, добрых принцев в милицейских погонах и принцесс в адвокатском статусе, неловкие попытки обрисовать неизвестный большинству мир большого бизнеса и крупных купюр, и обязательная концовка в виде торжества добра над злом — все необходимые атрибуты на месте, все кирпичи сериалостроения в комплекте, чтобы зритель не переволновался и лег спать, убаюканный остросюжетной сказкой.
Искать аналогии с реальной жизнью нет смысла. Надо просто поверить, что среднее образование и тюремные университеты плюс умение варить кашу детям — прекрасный плацдарм для управления крупной зарубежной компанией. Логики в поступках от героев давно никто не требует.
Надо лишь повторять, как мантру: «Хочу забрать своих детей…», и делегировать свои проблемы всем подвернувшимся под руку. Злодеи демонически плохи, носители добра — в белоснежных одеждах. Пьющие должны бродить с неизменным бокалом в руке и изображать Женю Лукашина из «Иронии судьбы…» в новогоднюю ночь, блистательные адвокаты — годами ходить в одном наряде с воланами, зэчки — сплевывать сквозь зубы и ботать по фене.
Дети не растут на протяжении сериала, оставаясь лишь условно обозначенной деталью интерьера: застыли в янтаре в ожидании материнской любви. Все наглядно и однозначно, нюансы не допускаются, оттенки серого исключены, диалоги минимизированы, виды природы оправдывают командировочные расходы кинобригады на съемки в бархатный морской сезон.
Героиня (Елена Аросьева), как обычно, белокура и модельна фигурой, наивна до степени легкой умственной неполноценности, без заботливо подсунутых костылей в виде бескорыстных зарубежных миллионеров и прочих доброхотов, подставляющих с разных сторон свои плечи, вряд ли порадовала бы нас своими феерическими злоключениями. Но на то она и сказка, чтобы радовать зрителя рассказами о незатейливых Золушках, вечно теряющих туфли, и многочисленных принцах, всегда готовых эти туфли подобрать…
С названием только перемудрили. Если кто вдруг читал книгу «Убить пересмешника» вместо сбора ракушек, удивится столь вольному парафразу. С тем же успехом можно было озаглавить этот монументальный труд «Парик для дамы пик» или «Демоны колбасного цеха».
Ксения Маевская