«Тор: рагнарек»: мужской и женский взгляд на фильм
2 ноября в премиальных форматах вышел флагманский блокбастер студии Marvel «Тор: Рагнарек» (в широком прокате фильм можно будет увидеть с 6 ноября). Третий фильм о приключениях скандинавского бога грома и его злокозненнего сводного брата посвящена грядущему концу света – Рагнареку. А точнее – попытке предотвратить этот самый апокалипсис, грозящий сразу всем мирам, которые существуют во вселенной Тора.
«Рагнарека» ждали многие. Во-первых, возвращение скандинавского бога на большие экраны само по себе уже событие в кинематографической вселенной Marvel: как-никак, второй сольник про громовержца вышел четыре года назад, да и в киноиндустрии супергеройские блокбастеры все еще на пике популярности.
Во-вторых, режиссером значился новозеландский самородок Тайка Вайтити, зарекомендовавший себя в нескольких малобюджетных проектах, которые сумели пробиться топ зрительских симпатий и искупаться в любви критиков. В-третьих, яркость трейлеров зашкаливала, так же, как и персональные постеры героев. Персонажи будто оказались посреди бурного празднования фестиваля красок Холи. Ну а кто добровольно откажется раскрасить серые ноябрьские будни? То-то же.
Обозреватели «Вокруг кино» уже посмотрели на всю эту фантасмагорию и готовы поделиться своим мнением насчет того, насколько хорошо со своими задачами справились и персонажи, и создатели фильма.
Трейлер к фильму «Тор: Рагнарек»
Женский взгляд: отличный сольник и прекрасное дополнение к киновселенной Marvel
Да выдохнут все те, кто опасались от третьего Тора бесконечной клоунады и стилистического «скатывания» к другому проекту студии – «Стражам Галактики». Нет, буффонады и цирка в «Рагнареке», конечно, хватает, но Вайтити настолько тонко ухватил грань между китчем, истеричностью и здоровым смехом, который все это вызывает, что перед ним можно только в очередной раз рассыпаться в комплиментах. Хотя с точки зрения сюжета для веселья поводов мало.
А как может быть иначе, если уже в названии заявлен синоним апокалипсиса?
Итак, Тор Одинсон скитается по Вселенной в поисках Камней Бесконечности. С поисками все не очень, но впереди еще две командные части «Мстителей», где тему обещают раскрыть полнее. Зато громовержец натыкается на древнего огненного демона Суртура, у которого с легкостью и грацией отжимает другой волшебный артефакт, тем самым предотвращая конец всех миров – собственно, Рагнарек. Но что-то, как это обычно и бывает, идет не так, и из многовекового плена освобождается богиня смерти Хела.
Она в два счета ломает главное оружие Тора Мьёльнир и избавляется от обоих братьев (откуда взялся Локи? Так он всегда там был!).
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
Локи, кстати, похоже, все эти падения с Радужного моста (а это, напомним, второе), идут только на пользу – ну, или же у него слишком хорошо развита предпринимательская жилка. Так, когда из пространственно-временной аномалии, которых в мире Тора пруд пруди, братья переносятся на далекую планету Сакаар, старший попадает прямиком на гладиаторский бой с непобедимым «чемпионом» Халком, в то время как младший наслаждается хлебом и зрелищами из царской ложи самого Грандмастера – древнейшего существа во Вселенной.
Ему, как и всем особам, обремененным властью и временем, скучно. Именно поэтому и проводятся гладиаторские бои и ломаются копья, и возводятся статуи новых чемпионов. Последним любимчиком как раз стал Халк, по совместительству – член команды «Мстителей».
Так или иначе, Тор, хоть и рад видеть коллегу, поддержки в лице Халка не находит, а при попытке достучаться до Брюса Бэннера, терпит полный провал. А дом родной в виде Асгарда постоянно дает о себе знать. Хела уже начала массовый геноцид и грозит уничтожением всем девяти мирам, так что предпринимать что-то надо.
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
Попытки «что-то предпринять» вообще лежат в основе большинства опусов от Marvel, но «Тор: Рагнарек» явно обогнал многих по степени абсурдности (в данном контексте – исключительно положительное качество) и энтузиазма. Складывается впечатление, что при создании «Рагнарека» съемочная команда жила и дышала только проектом. Это не просто воодушевление, а настоящая одержимость персонажами, их историей и желанием связать все звенья в единую цепь.
Но пафос срезается на самом корню, персонажи эволюционируют с бешеной скоростью… Серьезно, это самое характерное и стремительное развитие героев, которое можно себе представить, причем с идеально прописанной мотивацией. Даже полукартонную Хелу (о ней – чуть дальше) можно оправдать тем, что богиня смерти не только хочет отомстить за бесцельно проведенные в темнице годы и предательство: ею к тому же движут древние инстинкты, которые, слегка перефразировав, можно назвать желанием разрушать и властвовать.
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
Дополнительный плюс – оглядка на комиксы. И дело тут не только в стилистике, которая видна буквально в каждом кадре – начиная с эпических сцен битв и заканчивая костюмами, в которых можно смотреться угрожающе и сексуально одновременно только на статичных фреймах, отпечатанных на бумаге.
Так, в фильме есть сцена, где Кейт Бланшетт, облаченная в кожаный рваный наряд, подходит к героям, причем идти ей приходиться долго – несколько десятков секунд, и все это время видно, с каким трудом актрисе дается каждый шаг в неудобном обтягивающем и сковывающем движения костюме. Впрочем, зрители сами решают, принимать это за очередной стеб режиссера или случайность.
Есть в «Рагнареке» отсылки и к целым сюжетным аркам. Да что и говорить, Вайтити умудрился впихнуть даже пару отсылок к своим собственным фильмам. О чувстве юмора постановщика даже не стоит заикаться – авторский тон слышен во многих фразах и за это стоит поблагодарить не только переводчиков, но и актеров дубляжа.
Съемки фильма «Тор: Рагнарек»
Если же вернуться к более серьезным темам и эволюции характеров, то можно удивиться как в такой веселый и бесшабашный фильм уместилось столько важных тем. Здесь и вопросы взаимоотношений, и тема прощения и раскаяния, и философские размышления об обмане, самообмане, природе вещей, а самое главное – людей, которые, как известно, не меняются. Или… все же меняются? В основе практически всех сюжетных линий к тому же лежат заскорузлые семейные конфликты.
Конечно, взят курс на сближение героев – так больше шансов и пошутить, и поплакать. Но все равно удивительно, настолько легко и филигранно Вайтити жонглирует темами, успевая все их раскрыть и на ходу еще и скорчить забавную рожицу.
А еще, помимо драмы и комедии, в «Торе» есть экшн. То есть даже не так… Здесь есть экшн-экшн-экшн! Конечно, было бы странно, если в картине в жанре «супергеройский блокбастер» отсутствовали бы драки, но каждое столкновение героев друг с другом запоминается, несмотря на повторяющийся музыкальный рефрен: будь это гладиаторский поединок на арене, битва с демоном или флэшбеки, отсылающие к легендарным событиям, включающих в себя древних богинь и настоящий полет валькирий.
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
Из героев, пожалуй, сильнее всего выделяются Хела, которую играет Кейт Бланшетт, и Хемдаль в исполнении Идриса Эльбы. И если богиня тут смотрится не то, чтобы нарочито показной угрозой, функции у нее остаются на самом примитивном уровне. Она – финальный босс, которого надо победить, чтобы открыть новое достижение.
Да, придется применить хитрость и поднапрячься, но все же понимают, чем в итоге закончится бой? Хемдаль же вообще производит впечатление героя «на пафосе». Либо Эльба еще не до конца отошел от роли Стрелка в «Темной башне», либо слишком серьезно воспринимает своего персонажа.
Понятно, что он страж ворот и должен быть стойким, непоколебимым, всегда готов и все такое, но среди всеобщей атмосферы развязности и фиглярства – даже в критических ситуациях, он слишком уж контрастен по сравнению с остальными.
Хиддлстон наслаждается героем и ситуацией в целом, Хемсворт играет с градусом истеричности своего персонажа, кривляется даже Хопкинс – правда, смотрится это очень органично, если вспомнить, кого именно он изображает в самом начале фильма. Даже парочка камео, в числе которых Доктор Стрэндж Камбербэтча и бессменный Стэн Ли в роли самого себя, смотрятся намного живее, при этом не теряя собственной оригинальности.
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
В общем-то, если подводить итог, то у Тайки Вайтити получилось сугубо авторское кино, которое, несмотря на периодически возникающий стихийный балаган, поднимает важные вопросы и идеально встраивается в кинематографическую вселенную. Развитие героев подготавливает их к дальнейшему сотрудничеству с другими персонажами и заранее сглаживает острые углы перед будущим взаимодействием в командных проектах (да-да, мы все ждем мая следующего года). В то же время ключевым мотивом фильма «Тор: Рагнарек» становится осознание своего места в мире – и это прекрасно как с точки зрения отсылки к комиксам, так и чисто по-человечески.
Так что, с одной стороны, сложно назвать «Тор: Рагнарек» лучшим фильмов линейки: здесь тоже закралась пара ляпов, а обилие графики может кого-то отпугнуть. Но с другой – просмотр явно способен подарить приятные впечатления и однозначный эстетический восторг. Это то самое симпатичное и забавное кино, которое скорее всего захочется пересматривать снова и снова.
Мужской взгляд: удачный триквел, в котором вспышки искромётного юмора чередуются со вспышками спецэффектов
Студийные боссы Disney понимают, что простой, безыскусный кинокомикс миллиард в прокате не соберёт. Ведь на дворе не 2008 год, когда вышел первый «Железный человек». Сейчас простой супергероикой никого не удивишь. Поэтому её стали смешивать с разными жанрами — комедией в случае «Стражей Галактики», мистикой в «Докторе Стрэндже».
Теперь же за дело взялся режиссёр Тайка Вайтити, снявший малоизвестных у нас, но действительно смешных «Реальных упырей» и «Охоту на дикарей». Этот новозеландский самородок ухитрился превратить историю про конец света со скандинавским акцентом в смесь комедии и бадди-муви с мощнейшим флёром 80-х наподобие «Славных парней» (которые с Райаном Гослингом и Расселом Кроу).
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
Популярным ходом у сценаристов Marvel стало лишение героя его ключевого атрибута. Тони Старк (Роберт Дауни-младший) в третьем «Железном человеке» вынужден обходиться без костюма, в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» уже сам мистер Старк отнимает костюм у Питера Паркера (Том Холланд), а теперь вот и Тор (Крис Хемсворт), как мы уже знаем из трейлеров, потерял молот, к которому, судя по некоторым репликам, питал более тёплые чувства, чем к бросившей его Джейн (Натали Портман).
И если Тони давно нам доказал, что он и без крутого костюма гений, миллиардер, плейбой, филантроп и вообще молодец, то Тор без молота хоть и не ноль без палочки, но всё же в ряде ситуаций чувствует себя гораздо слабее, чем привык быть. И это неожиданно хорошо, потому что открывает путь для множества забавных сцен и позволяет Крису Хемсворту вновь после перезапуска «Охотников за привидениями», где он играл секретаря, проявить свой комедийный талант.
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
Хотя смеяться вроде бы не над чем: из заключения вырвалась Хела (Кейт Бланшетт), богиня смерти, старшая сестра Тора и Локи, имеющая больше прав на трон Асгарда (и почти такой же внушительный список титулов, как у Дейенерис Таргариен (Эмилия Кларк) из «Игры престолов). С нахрапа остановить её не вышло, и могучий Тор превратился в пленника-гладиатора на мусорной планете Сакаар, на которой столько всякого хлама, что WALL-E чувствовал бы себя как дома.
Заправляет этой свалкой некий Грандмастер (Джефф Голдблюм), чья эксцентричная манера одеваться и любовь к показухе вызывает в памяти Распорядителя (Филлип Сеймур Хоффман) из «Голодных игр». К счастью, как мы опять же знаем из трейлеров, у Тора на Сакааре есть «друг с работы» — большой, зелёный и злой (Марк Руффало).
И пока Хела в одиночку изничтожает всё асгардское воинство, Тор пытается обрести внутреннюю силу и попутно собирает свой отряд, даже более пёстрый и неоднородный, чем пресловутые Стражи Галактики. Такое вот «Возвращение Темного рыцаря» пополам с «Гладиатором».
Таким образом, «Тор» получил удачный триквел, в котором вспышки искромётного юмора чередуются со вспышками спецэффектов (где всё же немного перебор — к концу фильма от них газа могут заболеть). Но самое главное: «Тор: Рагнарёк» вывел Мстителей в космос, бросив тем самым мостик к грядущей «Войне бесконечности». Будем надеяться, бог грома её переживёт.
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек»
Смотрите фильм «Тор: Рагнарек» со 2 ноября в премиальных форматах. В широкий прокат фильм выходит 6 ноября.