Терри гиллиам: моя работа — быть хорошим зрителем

Терри гиллиам: моя работа - быть хорошим зрителем

Режиссер Терри Гиллиам привез в Москву свою новую работу — фантастический фильм Теорема Зеро. Идея создать картину по сценарию Пэта Рашина возникла несколько лет назад.

Проект сразу же заинтересовал Гиллиама, он даже начал вести переговоры с Билли Бобом Торнтоном. Режиссер предполагал, что именно Билли достанется главная роль. Однако, как это часто бывает, производство ленты заморозили.

Терри начал заниматься другими делами, в частности, съемками Воображариума доктора Парнаса.

К идее снять Теорему Зеро продюсеры вернули Гиллиама в 2012-м. В итоге главная роль ушла Кристофу Вальцу (он также помог с продюсированием картины). Компанию на площадке ему составили Мелани Тьерри, Дэвид Тьюлис и Мэтт Дэймон.

Впервые Теорема Зеро была показана в сентябре минувшего года — фильм участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля.

На закрытой премьере в Барвихе Терри Гиллиам заметил, что его новая лента — честная, смешная и динамичная. Сценарий же он назвал веселой и философской сказкой. На деле, Гиллиам создал антиутопическую притчу, грустную сатиру на современный мир, в котором жизнь кажется абсолютно бессмысленной и сильные мира сего всеми силами стараются это доказать.

Познакомиться с очередным творением автора Бразилии, Страха и ненависти в Лас-Вегасе, 12 обезьян и других культовых лент широкая публика сможет уже 3 июля.

В ожидании российской премьеры SPLETNIK.RU поучаствовал в беседе с легендой мирового кино и поговорил с ним об источниках вдохновения, работе с актерами и, конечно, о его последнем фильме.

Об источниках вдохновения

Главным источником вдохновения для меня служит реальность. Лучшие идеи возникают именно тогда, когда ты на что-то реагируешь. Например, я злюсь, когда мне что-то не нравится, и я ищу способы это нейтрализовать или высмеять.

У меня даже есть специальный ящичек в столе — там все хорошие идеи хранятся. Серьезно!

О работе с актерами

У меня нет никакой особой техники. Я очень тщательно подбираю актеров: во-первых, они должны быть, собственно, хорошими актерами. Во-вторых, это должны быть люди с чувством юмора.

И, наконец, это должны быть симпатичные ребята, с которыми приятно проводить время. Когда начинается работа, мы вместе ужинаем, разговариваем, обсуждаем что-то Когда идет съемка, я просто говорю: Стой там, иди сюда, говори громче, говори тише, быстрее, медленнее. Все очень просто.

Я думаю, моя работа — быть хорошим зрителем. Если мы снимаем смешной эпизод, и у актеров все получается, я должен смеяться; если трагический — плакать.

Иногда технология, механика (работы с актером — прим. ред.) мешает съемкам. Мне важно, чтобы обнажились взаимоотношения между людьми, героями и, соответственно, актерами.

Терри Гиллиам и Мелани Тьерри на премьере Теоремы Зеро в Венеции

О своей работе

Когда я работаю над фильмом, я, словно живописец, погружен в процесс, контролирую все: если надо, меняю, переставляю местами Именно поэтому я этим и занимаюсь — в смысле, снимаю кино. Каждый аспект работы — это мое, никто не может работать без меня (Смеется).

Ну вот, например, церковь из Теоремы Зеро (главный герой фильма живет в церкви — прим. ред.): там присутствуют одновременно элементы католического храма, протестантского и православного. Там есть и образ Иисуса, и святой дух — белая голубка. Все эти детали — именно то, что мне интересно.

Все они перемешиваются, как в бетономешалке.

Существуют даже чертежи этого здания. Я придумал такую историю: когда Коэн (главный герой в исполнении Кристофа Вальца — прим. ред.) купил это место, он только-только женился. И он собирался достроить церковь для своей жены. Но брак развалился, и в церкви тоже все осталось как было. В сценарии этого нет — это история из моей головы.

Но все это я включаю в фильм.

В общем, моя рука везде, я имею отношение ко всему.

О современных технологиях съемки

Я не хочу снимать фильмы в 3D. Мне это неинтересно. Если уж браться за это, то нужно снимать Гравитацию (последний фильм Альфонсо Куарона с Сандрой Баллок в главной роли — прим. ред.). Я не знаю, на что будет похожа Гравитация, если смотреть ее в 2D, потому что в этой картине от 3D очень многое зависит.

Альфонсо (Куарон — прим. ред.) очень здорово использует эту технику съемки!

О работе над картиной Теорема Зеро

Это очень интересный сценарий, в котором много ссылок на мои предыдущие фильмы. История показалась мне привлекательной и довольно легкой для исполнения. Правда, когда мы начали работу, мы поняли, что все это не так-то просто. Но дело сделано. (…)

Шесть лет назад, когда об этом фильме впервые заговорили, планировался бюджет в 20 миллионов долларов. А в итоге мы снимали за восемь с половиной миллионов. Это был вызов, интересное приключение Пришлось снимать в Бухаресте.

Мне там очень понравилось, кстати — совсем другой мир. И люди там очень симпатичные, они привыкли напряженно работать. Словом, было здорово. (…)

Все в работе над Теоремой Зеро было очень быстро, инстинктивно, без четкого плана — мы просто снимали. Это было своеобразное испытание: насколько креативной может быть наша команда с условием того, что работать нужно в сжатые сроки. Мы старались максимально быстро реагировать на все, что происходило в мире в то время — отсюда и некоторые биллборды в фильме.

Мы хорошо повеселились: чего стоит одна только церковь Бэтмена-спасителя.

У нас не было времени на то, чтобы все как следует обдумать. Когда несколько лет работаешь над проектом, ты все время думаешь-думаешь-думаешь — это слишком. Вот с Дон Кихотом у меня такая проблема…

О влиянии малого бюджета на художественную концепцию

У нас было очень мало денег (в работе над Теоремой Зеро — прим. ред.). Декорации, костюмы сделаны из пластиковыхдушевых занавесок. А еще в Бухаресте есть китайский рынок. И всематериалы для декораций и костюмов наш художник закупал на этом самомкитайском рынке. Поскольку у нас было мало не только денег, но ивремени, все приходилось делать очень быстро.

У меня была масса идей, апривычным способом просто не получилось бы снять — результат, за счетэтого, мне кажется, получился еще более интересным. Было сложно,конечно, но увлекательно.

Об отражении себя самого в новом фильме

Я Бейнсли (героиня Мелани Тьерри в Теореме Зеро — прим. ред.). Симпатичная девушка — это я (Смеется). На самом деле, я — все мои герои. Что-то от меня есть в каждом.

Многое от меня есть в Коэне. В то же время, Управляющий (Мэтт Дэймон — прим. ред.) — это тоже я. Мальчик Боб (Лукас Хеджес — прим. ред.) — тоже я. Не я — это только герой Дэвида Тьюлиса. Джоби — это точно не я (Смеется).

Дэвид Тьюлис, Мелани Тьерри и Терри Гиллиам в Венеции в сентябре прошлого года

О грустном финале Теоремы Зеро

Картина рассказывает о человеческих взаимоотношениях. И заканчивается все печально: главный герой снова остается один.

О фильмах, которые он не снял

Я плохо выбираю проекты. Это очевидно (Смеется). Трою я не снимал, Мистер и миссис Смит я не снимал, Гарри Поттера я не снял Моя карьера основана на том, что я не снимаю успешных фильмов.

Я выбираю то, что меня привлекает именно в данную секунду. Я как ребенок — я не могу мыслить шире что ли Что я могу сразу в рот засунуть, то я и выбираю.

О картине, которую он все-таки надеется снять

Дон Кихот (над фильмом Человек, который убил Дон Кихота Гиллиам пытается работать уже почти 15 лет — съемки даже начинались, но были прекращены из-за недостатка финансирования, а актерский состав за эти годы успел несколько раз поменяться — прим. ред.) для меня как опухоль — если я хочу еще пожить, то мне нужно от этой опухоли избавиться. Я просто хочу снять этот фильм, с отношением: К черту зрителей! (Смеется). Иначе можно просто сойти с ума.

Если слишком много думать над тем, какие у зрителей ожидания, невозможно работать. Нужно просто сказать себе: Окей, сегодня мы делаем вот так, а все остальное пусть идет куда подальше!.

О главном в жизни

Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю,что счастлив лишь потому, что у меня есть семья, друзья и большой сад -и это все, что мне нужно. В саду много листьев. Мне нравится их шелест

Терри Гиллиам со своей женой Мэгги

Легендарный режиссер Терри Гиллиам приехал в Москву, чтобы представить свой новый фильм Теорема Зеро. В ходе визита он успел побеседовать и с редакцией SPLETNIK.RU

МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ — КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ЖЕРТВОЙ (ПСИХОЛОГИЯ)

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: