Рецензия на фильм «остров собак»: не детский мультфильм, который поднимает слишком много серьезных тем

Кинематографический стиль Уэса Андерсона отличают чрезмерная любовь к симметрии, ярко-кукольные цвета, некая визуальная старомодность, иногда особенно остро бьющая по ностальгии, и чрезмерное внимание к деталям. Также к этому набору можно добавить искреннюю привязанность постановщика к «своим» актерам: из фильма в фильм и из истории в историю на протяжении уже пары декад кочуют Билл Мюррей, Тильда Суинтон и Эдвард Нортон.

И вот 48-летний режиссер снова обратился к жанру мультфильма. Как и в 2009 году, когда вышел кукольный «Бесподобный мистер Фокс», говоря о проекте Уэса, опрометчиво делать синонимами понятия «анимационный» и «детский». Таланта автора, разумеется, это не умаляет, равно как и художественной ценности «Острова собак».

Но на то, что этот мультфильм, скорее, для взрослой и довольно искушенной публики, указывает сразу несколько факторов.

Рецензия на фильм «остров собак»: не детский мультфильм, который поднимает слишком много серьезных тем

Кадр из фильма «Остров собак»

Во-первых, вся картина пропитана черным юмором, который давно стал для Андерсона фирменной фишкой, и которым он с удовольствием пользуется в своих работах. Во-вторых, если смотреть мультфильм в оригинале (а это лучший вариант из всех возможных при условии, что прокатчики такую возможность зрителю предоставляют), то можно насладиться не только английской, но и японской озвучкой. Вторая при этом идет без субтитров.

Разумеется, в кинематографе существует способ объяснить или доказать что-либо и невербальными способами, и Андерсон владеет ими в совершенстве. К тому же это изобретательно – показать, что собаки прекрасно могут общаться между собой даже с помощью сложных и предельно корректных с точки зрения вежливости конструкций, но вот человеческая речь для них представляет совершенно непонятный набор звуков.

Но факт остается фактом: для слишком юных зрителей подобная беспереводная подача материала может оказаться слишком сложной или даже скучной. Пока взрослые с интересом будут наблюдать за мимикой героев или любопытными деталями, размещенными на фоне, аудитория даже чуть постарше 12 лет вполне может упустить из виду эти чудесные мелочи.

Кадр из фильма «Остров собак»

И наконец, в-третьих, в сюжет о том, как маленький мальчик прилетает на заброшенный остров в поисках любимого пса, вплетено слишком много отсылок, которые, хоть и удачно звучат в контексте мультфильма, при пристальном рассмотрении оказываются если не надуманными, то как минимум искусственно включенными в повествование.

Действие «Острова собак» разворачивается в будущем. В японском городе Мегасаки всех собак, которые несколько лет назад подхватили практически неизлечимый вирус, по указу мэра отправляют на отдаленный от континента остров. Туда на поиски своего верного друга прибывает воспитанник мэра, намеренный во что бы ни стало отыскать пса, и это кардинально меняет ситуацию.

Кадр из фильма «Остров собак»

Андерсон, например, вместе с довольно простым развитием отношений между героями парой бесхитростных сюжетных поворотов и базовыми сопоставлениями, вроде кошки VS собаки, пичкает происходящее теориями заговора, химическим оружием, опасностями развития робототехники, коррупцией, немножко демократией и даже темой мигрантов и политического шпионажа (в шутку, конечно, но довольно прицельную).

При том что происходящее на экране все равно отлично воспринимается, при просмотре возникает диссонанс. Этот кукольный мультфильм поднимает слишком много серьезных тем, потенциально не раскрывает практически ни одну из них и при этом выходит с миролюбивым и в чем-то даже умилительным названием, в котором зашифровано послание: «Я люблю собак» (именно так звучит тайтл фильма в оригинале, если произнести его вслух). Но хотя бы становится понятно, почему именно андерсоновский мультфильм был отобран для открытия Берлинского кинофестиваля и там же, кстати, получил «Серебряного медведя» за режиссуру.

Кадр из фильма «Остров собак»

Впрочем, возникающий при просмотре диссонанс – явление, скорее, вкусовое. Говоря же об объективных критериях, нельзя не упомянуть скрупулезную работу над визуалом. Андерсон и без того славится повышенной степенью трудолюбия и перфекционизма, а уж в таком трудоемком процессе, как создание кукольного мультфильма, без этих качеств вообще никуда.

В результате на экране творится если не магия, то какая-то близкая к этому понятию трансформация. Как обычно, музыка (за японские мотивы стоит сказать спасибо Александру Деспла) идеально ложится на происходящее. А происходит здесь многое.

В этом анимационном полотне мелькают и флэшбеки (заботливо подписанные именно как флешбэки, чтобы никто случайно не запутался), и отсылки к легендарным фильмам начала прошлого столетия, и старинные японские легенды – и абсолютно не важно, выдуманы они или нет. Ну и конечно, центральное место занимают сама история о том, как 12-летний мальчик ищет своего друга в этом жестоком-жестоком мире, и старая как мир истина, объясняющая, по какой причине собаки бывают кусачими.

Трейлер фильма «Остров собак»

[BadComedian] — Взломать блогеров (ИванГай, Марьяна Ро, Саша Спилберг — Дебют в кино)

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: