Пугачева и жириновский затмили «белую гвардию»
Егиазарова Илона,
главный редактор «Вокруг ТВ»,
glavred@vokrug.tv
Обзор телесобытий с 27 февраля по 4 марта.
Ну вот и закончилось. Президент избран. Телевидение еще по инерции, конечно, будет заполонять эфир аналитикой, эксперты будут обсуждать нарушения на участках, ставить под сомнение легитимность выборов… Но одно отрадно: мы наконец освободимся от сомнительного удовольствия наблюдать за политическими дебатами, которые на этот раз продемонстрировали агрессивность и хамство, граничащие с безумием.
Чего только мы не насмотрелись-наслушались за это время.
Русский язык обогатился такими политическими терминами, как «революция норковых шуб», «бандерлоги», «контрацептивы», «системная и несистемная оппозиция», «креативный класс». Мы познакомились с новыми деятелями, пришедшими в политику из «фракции» гламура.
Их вклад украсил предвыборную гонку выкладыванием фоток в «Твиттер» (Тина Канделаки), парой-тройкой телепрограмм, в которых удалось щегольнуть прикольными майками с изображением юных Путина-Медведева и надписью «Работаю в Госдепе за еду» (Ксения Собчак), и политическим лозунгом, поражающим своим глубокомыслием: «Я Божена!» (отличилась светская хроникерша по фамилии Рынска)… Ослик Прошка, белые ленточки, Поклонная и Болотная теперь займут свое достойное место в анналах истории. Не обошлось и без публичных казней и распинаний — к счастью, словесных: либералы пригвоздили к позорному столбу Евгения Миронова и Чулпан Хаматову за то, что они осмелились поддержать Путина. А еще мы узнали о важном умении, которым должен обладать кандидат в президенты, а именно: правильно держать в руках кролика.
Апофеозом безумия стали дебаты господ Жириновского и Прохорова в эфире у Владимира Соловьева с отдельным перформансом, устроенным Аллой Пугачевой. На что рассчитывала Алла Борисовна, задавая не самому сдержанному человеку вопрос о том, что его поведение иногда позорно, иногда отдает неврозом, а посему станет ли он меняться на посту президента?
Неужто Примадонна надеялась, что Владимир Вольфыч, потупив взор, скажет: да, Алла Борисовна, изменюсь, исправлюсь… То, что выдал в эфир Жириновский, было слишком даже для него: Пугачева была названа «певичкой», ее упрекнули в пяти замужествах, артисты в целом были названы проститутками, Алле Борисовне было приказано «молчать», и в довершение всего было заявлено, что «Прохоров заглядывает ей под юбку»… Именно в этот момент адски захотелось проснуться 5 марта. Интернет-сообщество, впрочем, к пламенной речи Жириновского отнеслось, по своему обыкновению, весело и с симпатией. Кто-то решил, что «Жирик озвучил то, что думают о Пугачевой все», а на нашем сайте, к примеру, кто-то оставил остроумный комментарий: «Клоун клоуна клоуном обозвал»…
Был ли во всем этом представлении хоть какой-то смысл? Или другими словами: кому это было выгодно? Да всем. Владимир Соловьев (искренне аплодирую ему за то, что выдержал весь этот марафон и умудрился делать эфиры нескучными) получил офигенные рейтинги. Алла Борисовна, большая мастерица самопиара, может быть, и ценой унижений, но добилась, что целую неделю страна вспоминала о ней.
Жириновский в чьих-то глазах остался «единственным человеком, способным резать правду-матку»… Только желание от всего этого возникло одно: сходить в душ.
Жириновский не остыл и через два дня: в эфире «ТВ Центра», столкнувшись в дебатах с очередным представителем Прохорова, сказал: «Ну видите, все нормально у нас происходит, потому что Пугачевой нет с ее провокациями. Хорош Прохоров: бабушку себе в подмогу взял!..» При этом Владимир Вольфович, видимо, забыл о том, что он сам давно дедушка. Пугачева тоже прямо на выборном участке устроила шоу, позвонила мужу Максику и спросила, не забыл ли он проголосовать.
Как будто этого нельзя было сделать дома, без телекамер.
Кстати, в день выборов Жириновский снова поразил всех: тишайшим поведением, признанием своего хилого результата, желанием сотрудничать с властью и… яркими переодеваниями — из красного пиджака в желтый, из желтого в сиреневый…
Если говорить серьезно, то самым феноменальным итогом выборов стало третье место Михаила Прохорова. Человек, о существовании которого большая часть страны толком и не слышала еще полгода назад, теперь одна из популярнейших фигур. И это сделало телевидение, предоставившее Михаилу возможность появиться в самых рейтинговых программах — от «Большой разницы» до «Прожектораперисхилтон», от «Познера» до «Первого класса».
Добавила интереса к загадочной персоне и харизматичная сестра Михаила, которая схлестнулась в споре с самим Никитой Михалковым. И вот оно: молодежь влюблена в холостого олигарха — она хочет также «эффективно осваивать страну» и владеть 18 миллиардами долларов…
Еще одной сенсацией теленедели (по крайней мере так анонсировалось) стал показ каналом «Россия 1» экранизации романа Булгакова «Белая гвардия». Не соглашусь с теми, кто возмущался: ну вот, нас пытаются застращать, показывают фильмы о революциях и гражданских войнах, чтобы напугать… На мой взгляд, фильмы с подобной тематикой надо показывать чаще. Жаль, что вразумительной экранизации «Бесов» у нас нет, пришлись бы к месту.
Ведь сегодня политическую активность особенно яро демонстрируют люди, которые ничего не боятся, потому что ничего еще не знают и ничего не видели. Они в буквальном смысле не нюхали пороха. Многие из них даже в пресловутом 1991-м пешком под стол ходили. Им кажется, что баррикады — это весело и круто…
Так вот, возвращаясь к «Белой гвардии». Показ сериала предваряло обсуждение, которое вел все тот же вездесущий Владимир Соловьев. В эфир пришли Никита Михалков, Федор Бондарчук, Алексей Гуськов, батюшка, политологи, историки… То, что говорили эти люди, по накалу и страсти превзошло сам фильм.
Я выскажу свое личное мнение: режиссеру Сергею Снежкину не удаются экранизации. В свое время он испортил дивную книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» тем, что внес отсебятину, грубо расставил акценты. То же самое, к сожалению, произошло и с Булгаковым.
Знаю, что с выходом сериала в эфир был связан скандал: режиссеру не понравилось требование канала сократить десятисерийный фильм до восьми серий… Смотрела экранизацию и все время думала: еще вполовину бы сократить, и зритель, а главное — Булгаков, от этого только бы выиграли. И вроде Пореченков с Хабенским замечательные, но игра каждого смотрится как вставной номер — ансамбля нет, все разваливается. Неорганична хорошая актриса Ксения Раппопорт в роли Елены, неярким получился Лариосик (слишком уж запомнился в этой роли Сергей Иванов в постановке Басова «Дни Турбиных»).
Снежкин запутался в сюжетных линиях, в многочисленности героев, оттого и ушло из фильма самое главное: ощущение тревоги от надвигающегося Апокалипсиса. Режиссеру не удалось показать всего того мира, который теплится за этими занавесочками, мира дома Турбиных — с ароматом елки, с привычкой обедать вовремя, с умными разговорами, атмосферой влюбленности в прекрасную рыжую женщину… Помните фразу Турбина: «Будто налетел вихрь — и стер всю прежнюю жизнь…» Вот этого ощущения стирания прежней жизни в фильме нет.
Да, ты сочувствуешь героям, да, порой отмечаешь для себя параллели с днем сегодняшним, но все это как-то вяло, бесстрастно… А настоящее кино должно рвать сердце, теребить душу, владеть умами…
…Наверное, нам всем предстоят нелегкие времена. Страна и власть прежней остаться не смогут. А значит, грядут перемены. Не сможет прежним остаться и телевидение.
В какую сторону оно повернется? Очень бы хотелось, чтобы каждый, кто имеет возможность высказываться с экранов, взвешивал бы свои слова.
Я, как и многие в нашей стране, хорошо помню, с каких слов начинался 91-й и чем закончился. А еще ярче я помню, как в одном южном городе, где, как и в булгаковском Киеве, на улицах цветут каштаны, в 1989-м тоже все начиналось со слов о свободах и равенствах. Потом сосед коренной национальности стал мочиться в почтовый ящик соседу некоренной национальности.
Потом в дома зажиточных (по чьему-то мнению) русскоязычных семей стали врываться бригады Народного фронта с обысками и конфискацией, а попросту с грабежами. А потом на улицах стали резать людей «неправильной нации» и выбрасывать с балконов их детей…