«Поиски улик»: погоны дон кихота
Добрый день, я снова с вами, почтеннейшая публика.
Кажется, под занавес сезона лето наконец одумалось и выдало нам порцию солнечного тепла, припрятанного в рукаве пуховика. Разморило и расслабило и жителей каменных джунглей, и обитателей заветных пригородных шести соток, которые после трудов праведных привычно обращают свои помутневшие от зноя взоры к верному другу — телевизору. На этой неделе гвоздем, призванным прикрепить нас к нему в часы вечерней прохлады, стал сериал Хотиненко-младшего «Поиски улик», показанный на «России-1».
К слову, в интернете версия фильма появилась чуть раньше официальной телепремьеры, поэтому кто-то успел ознакомиться с новинкой, не проглатывая четыре серии за вечер. К тому же, по свидетельству очевидцев, на экраны попала несколько кастрированная версия, из которой выпали некоторые эпизоды, видимо, уступив место рекламным памперсам. Мне довелось избежать горластых включений в неспешную ткань повествования, чего и вам желаю.
Но и узнать о вырезанных эпизодах могу теперь только по недовольным отзывам. К тому же одолеть четыре серии в один присест — тоже испытание не из легких. И хотя сюжет каждой серии замыкается в рамках положенных 43 минут, данный фильм претендует на некоторое отличие от бесперебойного «Следа» с его привычными «потожировыми» и изобличением злодея к последнему рекламному блоку. «Фильм, часть шестая.
Тут можно поесть, потому как не смотрел предыдущие пять».
«Поиски улик»: Даниил Страхов превратился в ученого-очкарика
«Поиск улик», заявленный как детектив, на мой взгляд, ближе к психотриллеру, у которого сквозной линией идет не только противостояния главного героя (Даниил Страхов) сослуживцу-сопернику майору Седых (Евгений Коряковский), но и постепенное изменение психотипа самого героя в предложенных обстоятельствах. Пришедший в криминалистику из большой науки, он кажется диковинным растением в брутальной обстановке полицейского участка.
Неуверенная поначалу речь, сутулая спина (кстати, при неплохих бицепсах), очки в пол-лица… Прямо встреча интеллигенции и народа. А рассыпанные по ткани сериала намеки (томик «Идиота» Достоевского, фигурка рыцаря печального образа Сервантеса и авансирующая каждую новую серию музыка Генделя) как бы намекают нам, что верхний слой — лишь обертка, шуршащая бумажка, потому не пропустите главного, увлекшись сюжетной канвой.
Встреча с концентрированным злом ежедневных преступлений постепенно превращает мягкого идеалиста из схоластического «ботаника» в состоявшегося мужчину, не боящегося смотреть реальности в глаза. Попав в новый коллектив, он, в противовес болезненно-истеричному начальнику, набирает очки своей тщательностью, умением анализировать и сопоставлять факты, сомневаться в верности первой попавшейся под руку версии и (в чем его главное сходство с литературными персонажами) чувствовать горе и боль жертв, сочувствовать преступникам, исследуя причины, толкнувшие их на сторону зла, мучиться своей ответственностью за результаты расследований, ломающих чью-то жизнь. Он из той редко нынче встречающейся породы совестливых людей, болеющих за судьбу индивида, вне зависимости от стороны барьера.
Встреча с концентрированным злом ежедневных преступлений постепенно превращает мягкого идеалиста из схоластического «ботаника» в состоявшегося мужчину, не боящегося смотреть реальности в глаза.
Дуэт Страхов — Коряковский задуман хорошо. Единственное, с чем я бы не согласилась, — явная психопатология оппонента-начальника. Понятна ревность профессиональная и личная, неприятие «профессорского» типажа новичка-подчиненного, но налицо явные признаки болезни, с которой впору не в МВД, а в «желтый дом».
Лирическая линия милая, она помогает герою в нравственном прогрессе и адаптации к жизненным реалиям. И разворачивается не только в анатомичке, но и на фоне морского прибоя, что всегда радует глаз, даже если море не Черное, а привычное нам Балтийское.
Декорации намеренно аскетичны: потертая кирпичность стен, видимо, должна внести свой вклад в преодоление героем своих фобий. Музыка не всегда позволяет расслышать диалоги, но ощущение триллера умело создает.
Словом, вечера с понедельника по четверг оказались заполнены вполне качественным полицейским сериалом — практически без мордобоя, трупов , излишних погонь, перестрелок и вымученных страданий лирических героинь, с отсылами к классике — литературной и музыкальной, отдающей предпочтение игре ума и интеллекта, а не силе кулаков. На фоне вторсырья, которым телевидение затыкает отпускной сезон, — вполне достойно.
Ксения Маевская