Почему на венецианском фестивале не поняли фильм балабанова
Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»
glavred@vokrug.tv
Обзор событий с 3 по 9 сентября.
Пока я работала на Венецианском фестивале, в России произошло много трагических событий. Каждый день с содроганием открывала топ новостей Яндекса. Смерть сына Дмитрия Певцова, инсульт его отца, гибель Александра Белявского, рухнувшая больница на Кубани, вакханалия вокруг Pussy Riot…
Ощущение, будто мы уже присутствуем при конце света… В России это чувство тебя преследует навязчивее, явственнее. Впрочем, и Европа уже, кажется, тревожнее вслушивается-всматривается в происходящее. На Венецианском фестивале был показан ряд фильмов, в которых художники ставят перед собой один вопрос: куда катится мир?
Мы здесь все с ума посходили в оценках выходки Pussy Riot и меры наказания хулиганок. И думаем, что Россия — такая исключительная страна, в которой творятся подобные безобразия. В Европе, поверьте, происходит то же самое. В американском фильме «Отвязные каникулы», о котором я уже писала, орудуют смертельно скучающие девчонки. Поехав на каникулы в молодежный лагерь, они со скуки становятся бандой, убивающей и грабящей людей. Надевают розовые балаклавы — и вперед на поиски приключений.
Конечно, мне могут возразить, что Pussy Riot никого не убивали, а высказали свою якобы политическую позицию. Про позицию — не надо. По-моему, всем уже ясно, что Pussy Riot не имеет ни собственной воли, ни собственных устремлений, — это заказной провокационный проект. Чей — решайте сами.
А вот по поводу убийств… Иногда чьи-то мерзопакостные действия или слова способны ранить сильнее, чем физическая расправа.
Еще один американский фильм Венецианского фестиваля — «Нет соединения» — ярко показал это. В центре сюжета — люди, безвылазно сидящие в Интернете.
Могущественная Сеть способна познакомить людей, подружить, сделать их любовниками, уничтожить репутацию, украсть деньги, убить… Двое подростков решили приколоться над одноклассником — застенчивым юношей, почти «ботаником», пишущим прекрасную музыку… Представившись девушкой Джессикой, они стали писать музыканту комплименты на его личную страницу. Юноша ответил, завязалась переписка — трогательная, проникновенная.
А потом «Джессика» прислала свое фото, на котором она предстала обнаженной, и попросила музыканта ответить тем же. Парень, поколебавшись, спустил штаны и сфотографировал себя. На утро его фото было уже у каждого одноклассника. Не в силах вынести позора и предательства виртуальной подруги, впечатлительный парень полез в петлю… А ведь мальчики просто развлекались, разгоняли скуку…
А вот молодым героям-художникам в фильме француза Оливье Ассаяса «Что-то в воздухе» скучать не приходилось. Они в перерывах между хипповскими тусовками с раскуриванием травки и беспорядочными сексуальными связями, играли в революцию: разбрасывали антиправительственные листовки, рисовали плакаты. А потом, поняв, что в этой бессмысленной суете растратили свой творческий дар, обманулись в ожиданиях, впали в депрессию…
Все это знакомо, узнаваемо, не правда ли?
Кризис религии, подрыв доверия к институту церкви — вот еще одна тема, которой был озабочен Венецианский фестиваль. Так что не думайте, что мы такие уникальные. Я ужемного писала о фильме Ульриха Зайдля, показавшего в картине «Рай: Вера» женщину-католичку, чья исступленная любовь к Иисусу лишает ее разума: не понятно, духовное ли это чувство или физическая страсть.
Со статуей Девы Марии женщина ходит по квартирам и проповедует, а дома не способна проявить сострадания к мужу — мусульманину и инвалиду. Фарисейство чистой воды! Вокруг нас тоже много таких людей.
Но ведь сама религия в этом не виновата…
Что происходит, когда кончается вера? Апокалипсис. Фильмы на эту тему тоже показали в Венеции.
В бельгийской картине «Пятый сезон» режиссеры показали маленькую деревушку, живущую самодостаточной размеренной жизнью. Люди пасут животных, доят коров, разводят пчел. Вместе встречают Новый год — ритуальными плясками и поджиганием стога сена.
Однажды стог не загорится, после весны, лета, осени, зимы наступит Пятый сезон: дохлая рыба всплывет в речке, деревья засохнут и повалятся на землю, птицы улетят, пчелы умрут… А люди будут все жить и жить, и с каждым днем их сущность — звериная — будет проявляться все больше… Страшное, безысходное кино.
Почти на ту же тему снял фильм «Я тоже хочу» и Алексей Балабанов. Мир вот-вот рухнет. Несколько героев отправляются в опасный путь к Колокольне счастье.
Некие высшие силы осуществляют сортировку: этого берут туда, где счастье, а этого не берут… Я уже писала о том, что это кино Балабанов снимал, будучи серьезно больным. Впервые он выступил как актер (в роли Кинорежиссера) и показал в фильме, как умирает.
На пресс-конференции Балабанов говорил:
— Я этот фильм снял о себе, о том, что со мной происходит. В картине нет профессиональных актеров, каждый играл про себя. Героя Бандита Сани туда, где счастье, не берут, потому что он убивал людей.
Меня тоже не возьмут. Потому что я снял 14 фильмов, в которых тоже много кого поубивал…
Надо сказать, что фильм Балабанова в Венеции не поняли. Режиссеру задавали вопросы, которые ставили его в тупик. Например, есть в фильме эпизод, где герои парятся в бане. Один из иностранных журналистов спросил:
— У вас на героях какие-то шапки в парилке надеты. Это какая-то метафора?
Второй журналист огорошил вопросом:
— У вас героя зовут то Саня, то Бандит. Как правильно?
Балабанов тоскливо ерзал на стуле и говорил жалобно продюсеру Сергею Сельянову: «Отвечай ты, я запутался…» Сельянов медленно, как больным детям, отвечал: «Саня — имя, Бандит — вид деятельности…»
Апофеозом стал вопрос: «Почему вы в России так много пьете?» Еще чуть-чуть, и иностранцы стали бы спрашивать о валенках и медведях…
В общем, не уловил западный зритель, что россияне, как и все сейчас в мире, озабочены вопросами веры, конца света и ответственности за все сделанное в жизни.
Я вот думаю: может, мы так мутно об этом говорим? Может, мы все, как и Балабанов, просто запутались? Может, не вполне осознавая эту ответственность за каждый прожитый день, кто-то из нас подталкивает кого-то к самоубийству, кто-то не ремонтирует вовремя больницы, да и просто не протягивает руку помощи тем, кто в этом нуждается?!