Почем керамзит для народа от тиграна кеосаяна?
Ну что, господа хорошие, «телевизор нам природу заменил» на этой неделе. Лето помахало рукой, надеюсь, не с прощальным приветом. Зато пешие прогулки и солнечные ванны не отвлекали от родного голубого экрана. Солнце, море, горы и зачем-то керамзит радовали нас исключительно дистанционно. Формат привычный: с понедельника по четверг по два залпа за вечер.
Весь телевизионный продукт теперь у нас кратен четырем и строго укладывается в отведенный временной отрезок. В связи с этим случаются длительные рыхлые паузы в постановках, бестолковые блуждания камеры по полям и огородам, натужные бессмысленные диалоги с преобладанием: «Э-э-э, ну, как его…» и прочие прослойки для натяжки хронометража.
Новый фильм Тиграна Кеосаяна по сценарию Маргариты Симоньян (главного редактора Russia Today) «Море. Горы. Керамзит» слегка задержался с выходом на поклоны, хотя грант на его производство Министерство культуры одобрило еще в 2012 году, и, по инсайдерским данным, порадовать нас должен был еще до Олимпиады.
Но и сейчас не поздно ознакомиться с реалиями предолимпийской лихорадки знойного Сочи, где перманентно «темные ночи», в художественной интерпретации потомка «Неуловимых…».
Жанр произведения — лирическая комедия. Ждем искрометного юмора, растягивая в улыбке рот. Наличие Стоянова из «Городка» обещает приятный вечер.
Гузеева из соседней передачи в кадр зашла, не переодеваясь. Фигурист Жулин, схожий лицом то ли с Костнером, то ли с Игорем Крутым, приятен глазу и воплощает московский цинизм с лощеностью. Сам Тигран в роли защитника попранной хинкальной мелькнет в эпизоде. Правда, молодое поколение перепутает его с Гариком Мартиросяном.
Неизменно достоверный Сергей Никоненко в наспех наклеенной бороде подставит плечо шаткой экранной конструкции, Олег Алмазов подтянет аудиторию поклонников «Эльдорадио». Азартный колоритный Газаров добавит национального колорита, а юркий Ди Капуа и вовсе придаст международности. К кастингу претензий нет. Главные герои — свежи и трогательны.
Для усиления чистоты помыслов Джульетта выбрана из староверов, Ромео — из местной армянской диаспоры. Ну, чтобы все не просто складывалось, а через тернии. Песня опять же на титрах зажигательная: «… темные мужчины и такие же ночи. Везде сексуальные пальмы торчат.
С местным акцентом чайки кричат». Кстати, об акценте: его многовато, как и густой растительности на оголенных мужских торсах. Вторая, рефреном идущая по сериалу песня — «Полюби, девчонка, уркагана» — рифмуется с добродушными репликами: «А у нас полстраны сидело» и шутками типа: «Чем сын занимается?!
Я в его годы уже сидел».
Вообще, с шутками в этой комедии некоторые неувязки. Натужно и в разных мизансценах повторяется: «Много будешь знать, замуж не возьмут» (причем по отношении к персонажам мужского пола). «У меня два инфаркта было. — А у меня два аборта!»; «Цицерон — это кто? Сидели вместе?»; «Жалобу Путину пишу — во сне видела голого черкеса»; «Мальчика в честь Олимпиады назвали Владимиром?
Нет, Леопардом…» Вообще леопардовая тема — тренд сезона. Начиная с нарядов девушки на выданье Элиты и заканчивая диалогами о том, что в лес выпустили двух леопардов, «чтобы нас сожрали», доклада эколога в поезде о неразмножении их в неволе. И как мажорный финальный аккорд, перекрывающий шум свадьбы главных героев, — сообщение из репродуктора о долгожданной беременности самочки леопарда.
Понятно, что символ Олимпиады в Сочи, но как-то слишком неуклюже и нарочито.
По пунктам отражены все современные актуальные тенденции: межнациональные распри, борьба с курением, гомофобные страхи, антиамериканские и антизападнические настроения, упования на религию как способ избавиться от скверны, коррупция и борьба с ней — собрано на нитку в виде бренчащих ярких бус на шее чернокожего пляжного фрика. Смотреть неудобно, если уж совсем не в дремучем лесу воспитывался и не только сериалы в телевизоре видел.
Отовсюду торчат идеологические уши и скрепы — очень уж в лоб и плакатно. Обидно даже за подобную простоту и незатейливость: чувствуешь себя воспитанником коррекционного детского сада, не знакомого с именами Думбадзе, Искандера, Данелии, Иоселиани, Параджанова…
В общем, вышла слегка запоздалая осторожная агитка с элементами мелодрамы и потугами на комедию, с гусями в аэропорту, морем «под низом» или «поднизом», придуманной госграницей на пляже, переселенными из лачуг в коттеджный поселок староверами, восстановленной дружбой народов и хеппи-эндом в виде межэтнических и межконфессиональных свадеб на фоне успешной олимпийской стройки. PR-продукт для внешнего контура по заказу Министерства культуры.
Керамзит только не удалось обнаружить. Видимо, спонсор в последний момент передумал.
Ксения Маевская