«Наедине со всеми»: кто прав, кто виноват
Скандальное интервью актрисы Людмилы Максаковой программе «Наедине со всеми», которое вышло в эфир 2 апреля, буквально взорвало интернет. На рандеву к Юлии Меньшовой пришла народная артистка РСФСР актриса Людмила Максакова, мать знаменитой оперной певицы Марии Максаковой. Аудитория разделилась на два лагеря: одни считают, что Юлия Меньшова очень достойно держалась, а Людмила Максакова хамила, другие, наоборот, осуждают ведущую и встают на сторону народной артистки.
— Вы знаете, что вы славитесь суровым характером и вас побаиваются журналисты? — начала Юлия Меньшова интервью.
— Конечно, и правильно делают! — ответила Людмила Васильевна Максакова.
Это значит, что народная артистка РСФСР славится в журналистских кругах как персонаж сложный. С персонами с такой репутацией на интервью отважится далеко не каждый. Но Юлия Меньшова не побоялась.
Кто-то скажет, что подвига в этом никакого нет: дескать, это работа ведущей. Но…
— Вот сейчас у нас произошел диалог. Я говорю: «Юля, как к тебе обращаться на ты или на вы?» Получила ответ непонятный. Не знаю теперь, как быть. Я в смущении, — сказала Людмила Васильевна Максакова
— Я же сказала, как удобно, — парировала Юлия Меньшова.
В общем, сошлись дамы на том, что Людмила Васильевна будет обращаться к Юлии на ты, а ведущая к Максаковой — на вы.
— Я-то точно не посмею перейти эти границы и обратиться к вам: «Людок», как это делают ваши внуки, — сыронизировала Меньшова.
Максакова обращалась к ведущей по-всякому: и на ты, и «милая моя», и «детонька», и «доченька»… В общем, можно сказать, достаточно неформально и даже, казалось, с оттенком некоторого пренебрежения.
Сложилось такое ощущение, что диалог ведущей и гостьи ограничился не только этим вопросом. По всей видимости, конфликт назрел еще до эфира. Что делать в такой ситуации?
Можно отказаться от интервью. Но ведущая топнуть ногой, развернуться и уйти не имеет права: опять же это ее работа. А вот гостья — запросто.
Но Людмила Васильевна Максакова этого не сделала.
— Каждый вопрос мне был неприятен, и я не стала на него отвечать. Ну и что? — сказала Людмила Васильевна Максакова.
Вопросы Людмиле Васильевне не понравились сразу. Один лагерь обвиняет Юлию Меньшову в том, что она лезла в душу, чего не следовало делать. Другой парирует: такой формат у передачи «Наедине со всеми», и Людмила Максакова знала, куда шла, поэтому странно было менять коней на переправе. Народная артистка отвечала вопросом на вопрос, откровенно не слушала, перебивала, сводила разговор на нет, говорила, что не хочет на эту тему говорить, а если и отвечала, то излишне резко и язвительно.
В конечном итоге народная артистка РСФСР решила сама выбирать темы, на которые будет говорить в эфире.
— А я вам нужна, Людмила Васильевна, вообще? — все-таки попыталась вернуть в нужное русло эфир программы Юлия Меньшова.
— Меня же позвали наедине со всеми, а не наедине с вами, — отрезала Максакова.
Тем не менее, это был не творческий вечер Людмилы Максаковой, а программа «Наедине со всеми», у которой есть свой формат, и которую наверняка актриса видела, прежде чем согласиться на участие в ней.
— Я продолжу свою мысль, если позволите… — в который раз попыталась задать вопрос Юлия Меньшова.
— А она у вас есть? — сказала Максакова.
— Да, вы не поверите, Людмила Васильевна, у меня их так много, что я не успеваю… — ответила Меньшова.
— Что вы говорите! Вы познакомите меня хотя бы с одной?! —воскликнула народная артистка РСФСР.
Должен ли в таком случае журналист ставить на место интервьюируемого? И вообще, как в такой ситуации стоит вести себя интервьюер? Ведь он на работе и обязан держать дистанцию, соблюдать правила этикета, не выходить за рамки.
Конечно, на современном телевидении уже давно делают шоу на скандалах. Наверное, если бы Юлия Меньшова поддалась на провокации, ответила бы грубо или нахамила, то ее осуждали бы ровно так же, ничуть не больше. Зато она смогла бы выпустить пар. Но она этого не сделала.
Меньшова сохранила лицо.
— То, что эта передача в эфир не выйдет, я вам гарантирую! — заявила Людмила Максакова.
— Ну, отчего же! — сказала Юлия Меньшова.
Мы не знаем внутреннюю кухню, и вряд ли узнаем, что творилось за кадром, прежде чем выпуск программы вышел в эфир. Но он все-таки вышел. Значит, Людмила Васильевна Максакова провела в студии достаточное количество времени.
Она не ушла ни после первых двух-трех, ни после пяти вопросов, которые показались ей неприятными.
— Ничего себе! Позвали на передачу — я думала, что сейчас скажут: какая милая, какая чудная, какая хорошая… Позвали язву: журналистов терпеть не может. Ничего себе начало!
Ну, дальше… — сказала Максакова в самом начале интервью.
Права ли была Людмила Васильевна в своем решении продолжить диалог — судить не нам. Могла ли Меньшова сработать в такой ситуации, которая сложилась на съемках этой программы, профессиональнее, чем сделала это? Пожалуй, тоже не нам судить. Каждый проявил себя как мог.
Но лично я на стороне Меньшовой.
Алина Бавина