Мода на хоррор: почему режиссеры обратились к жанру ужасов
Когда меня неделю назад пригласили на пресс-показы двух хорроров подряд, я задумалась: к чему бы это? Посмотреть сначала «Виселицу», потом тут же, не отходя от кассы, «Ватиканские записи»… Это и для фанатов жанра-то перебор, а уж для таких бояк, как я, тем более. Решила не ходить. «Виселица» в прокате с 23 июля, «Ватиканские записи» стартуют на этой неделе. Кинокомпании выпускают в прокат один ужастик за другим.
А на прошлой неделе Первый канал показал нам мистический сериал о зомби «На зов скорби». И неспроста: хоррор стремительно входит в моду.
На примере свежих мистических сериалов можно увидеть, что жанр эволюционировал. Ужасы — это теперь не про то, чтобы пугать. Фильмы и сериалы в этом жанре помогают зрителям выйти за рамки и взглянуть на мир непредвзято, не так, как мы привыкли. Больше никаких литров крови, обезображенных зомби, скелетов и прочих банальных атрибутов.
Снимают с огоньком, с изюминкой, с качественными спецэффектами, со сложными экшен-сценами… Если нет бюджета, то обязательно должна быть идея, как с хоррором Тимура Бекмамбетова и Лео Габриадзе «Убрать из друзей», который заработал рекордные суммы в прокате при минимальных вложениях.
Что касается сериалов, то на смену «Ходячим мертвецам», который живее всех живых вот уже шесть сезонов подряд, пришли «Страшные сказки», третий сезон которых увидит свет в 2016 году. «Бойтесь ходячих мертвецов» — первую серию покажут 23 августа… И это далеко не полный список зарубежных сериальных новинок в жанре хоррор. К многосерийным ужастикам подходят все с большим и большим размахом: приглашают актеров и режиссеров из полного метра.
К примеру, Гильермо дель Торо впервые взялся за сериал, и это был «Штамм» в жанре хоррор — о вирусе вампиризма, способном погубить все человечество. Продюсировал проект Карлтон Кьюз, который в свое время работал над проектом «Остаться в живых». Второй сезон «Штамма» вышел на американском телевидении 12 июля.
Тема вампиров, зомби и прочей нечисти в кино и сериалах — это теперь не для подростков, как раньше. Она вышла на новый уровень. Режиссеры поднимают философские вопросы, размышляют на тему смысла бытия и смерти, задумываются о роли дьявола и фантазируют по поводу столкновения реального мира с потусторонним. Почва оказалась весьма благодатной.
Кто-то уходит в психологизм, иные идут дорогой мистики, есть и те, кто сосредотачиваются на вопросах религии. В общем, вариаций на тему уже сейчас много, а со временем, думаю, будет еще больше.
А что у нас? Пока ничего. Ну кроме «Убрать из друзей». Но Тимур Бекмамбетов работает на Голливуд. Трудно считать его нашим режиссером. В общем, пока противопоставить зарубежным продуктам в жанре хоррор нам нечего. Ну, разве что «Чернобыль. Зону отчуждения», который стал хитом осеннего телесезона.
Тогда сериал превзошел все самые смелые ожидания продюсеров. И я считаю, что это очень достойная альтернатива. При том что изначально он был рассчитан, скорее, на подростков, но оказался интересен и более взрослой аудитории. Хочется, чтобы таких проектов в грядущем телесезоне было больше.
Тем более что ужастики сейчас в тренде, а значит, это золотая жила для продюсеров.
Алина Бавина