Маша цигаль: я изменилась
Маша Цигаль — дизайнер, чье имя прочно ассоциируется с игривой, ироничной, чуть мультяшной одеждой — пригласила Сплетник в свой шоу-рум, чтобы поговорить о творчестве, новой коллекции, моде вообще и состоянии российской индустрии в частности.
Имя Маши Цигаль известно, без преувеличения, всем, кто хоть немного интересуется российской модой. Молодая, яркая, амбициозная, с собственным взглядом на стиль и мнением обо всем на свете, эта хрупкая девушка занимает особую нишу фэшн-индустрии, создавая понятную и практичную, но вместе с тем эффектную одежду, которая к тому же отлично продается.
Это она ввела моду на плюшевые костюмы кислотных расцветок (тогда JuicyCouture еще не были так популярны) и научила девушек не бояться забавных аксессуаров. Это ее неординарные наряды — девчачье платье с рюшами, надетое с кедами, или коктейльное мини с шарфом из плюшевых игрушек — мы постоянно обсуждаем на сайте.
…А началось все с семьи. Да-да, все мы родом из детства. Детство Цигаль было не совсем обычным — один ее дедушка был живописцем, другой — известным скульптором, бабушка рисовала плакаты (знаменитый постер Не болтай! — ее рук дело), папа и мама — также люди искусства.
Правда, родившись в семье художников, Маша четко решила, что не хочет посвящать себя живописи. Что, впрочем, не помешало ей поступить в Строгановку (честно признается: по блату). Там ей быстро стало неинтересно — ее амбиции не умещались в рамки классического образования.
Зато многочисленные тусовки, которые только-только начали греметь в Москве, подарили благодатную почву для экспериментов.
Началась богемная жизнь. Клубы, андеграундные вечеринки, участие в разнообразных перфомансах. Первую коллекцию начинающий дизайнер сделала в 17 лет из… музыкальных пластинок. Коллекция называлась Будем как солнце.
Ее заметил сам Пако Рабанн — дело было на модном конкурсе в Риге. С этого и началась история Цигаль-модельера.
Маша начала трудиться стилистом, попутно работая над собственными коллекциями. Все такие же хулиганские, они стали более носибельными, так что вскоре появились первые поклонники, в том числе среди звезд. Но, понимая, что знаний и навыков не хватает, 2000 году девушка отправилась в Великобританию, в LondonCollegeOfFashion, где начала обучение по специализации фэшн-маркетинг.
Вернувшись на Родину в 2002 году, она начала, наконец, профессиональную карьеру, и вот уже более десяти лет бренд MashaTsigal радует модниц нарядами в стиле аниме, которые год от года становятся женственнее, изысканнее. Взрослеет дизайнер, взрослеет и ее бренд. О переменах в концепции марки, собственном творчестве и российской модной индустрии в целом, мы поговорили с Цигаль в ее новом шоу-руме, пока ее подруга и муза — актриса Екатерина Волкова — примеряла наряды из осенней коллекции.
Маша, здравствуйте! Давайте поговорим о съёмке: почему выбор пал именно на Катю в качестве представительницы этой коллекции?
Катя не только красивая женщина и прекрасная актриса, но и мама. В ней ощущается такая тонкая женственность, артистизм, в хорошем понимании этого слова. Она очень грациозная и стильная.
Мне кажется, что Катя — одна из немногих российских знаменитостей, которая по-настоящему выглядит как звезда, дива. Она умеет носить вещи. Есть такие женщины, которые надевают дорогие платья, но они на них вообще не смотрятся, не говоря уже о других вещах.
А Катя в нарядах, например, от Галльяно или от кого-то значительно менее известного, выглядит на все сто.
Я давно обратила внимание на Катю, хотя, на самом деле, я одеваю довольно многих звёзд, но это более молодежная что ли аудитория, подростковая, такая party-funk. Катя немного другого плана человек.
И поскольку концепция моего бренда изменилась, в качестве музы я увидела именно такую женщину: молодую, красивую, успешную. Именно женщину, а не девочку-подростка. У нас не было никакой примерки — Катя просто пришла, и все вещи, которые она надевала, прекрасно на нее садились и изумительно ей шли.
Да, то, что я видела, ей действительно очень шло. Насколько я понимаю, Катя мерила наряды из последней коллекции?
Да, это осенне-зимняя коллекция этого года. Она получилась достаточно женственной, но в то же время чуть рок-н-ролльной. Шелковые макси-платья, шитье, джинсы, леггинсы, сорочки и топы из эластичной сетки — все это становится must-have для новой богемы, черпающей вдохновение в 1970-х годах, но при этом не видящей в них никакого ретро, а, наоборот, находящих в них новую свободу и форму, созвучную ХХI веку.
Я слышала, что в этом году ваш показ закроет Volvo Fashion Week. Расскажете что-нибудь о новой коллекции? Интригу раскроете?
Недавно мы переехали в это чудесное рабочее пространство — это особняк XIX-ого века Филипповых-Гончаровых. Удивительное здание, памятник архитектуры, здесь у нас творческие мастерские, шоу-рум, а сверху — очень красивый клуб.
Собственно говоря, в этом клубе и состоится дефиле. Думаю, должно получиться интересное зрелище, поскольку это будет не клубное шоу, а показ, в рамках которого модели будут переходить из зала в зал, а зрители будут сидеть в разных комнатах и смотреть.
Идея, конечно, не нова, в России, правда, я ничего подобного еще не видела. Зато когда я училась в Лондоне, помню, что меня очень взбудоражила такая форма показа: в старинном здании, с переходами из зала в зал, с особой мистической атмосферой. Я подумала тогда: Вау, круто! и решила сделать нечто подобное у нас.
Звучит здорово! А что будет за коллекция? Какие источники вдохновения?
И вообще, как находятся источники вдохновения для коллекции?
Я думаю, что ни для кого не секрет, что все дизайнеры подключаются к такому энергетическому каталогу следующего сезона и черпают оттуда идеи. Да, разумеется, есть тенденции. Есть профессиональные сайты. Но есть и какие-то собственные идеи, которых точно нет ни у кого.
И этим отличаются дизайнеры, которые четко коммерчески сориентированы, от свободно мыслящих, творческих людей.
Ты просто начинаешь представлять себе следующий сезон, как-то проникаться идеями, думать о тех или иных приятных тебе людях, которых ты знаешь или не знаешь: как бы они могли выглядеть, как бы ты мог выглядеть. О каких-то местах, событиях. И это что-то вроде задания для твоего сознания.
Сознание великолепно включается в работу, и в момент разговора с подружкой или перелёта на самолёте из одного места в другое ты вдруг понимаешь, что нужно делать. Этот процесс, на самом деле, сложно передаваем.
Но при том, что я занимаюсь всё-таки не творчеством в чистом виде, а произвожу вещи, которые с удовольствием носят люди, я думаю о комфорте и удобстве. И это одна из основных моих идей. Я всё-таки дизайнер одежды, а не арт-объектов, я думаю о практичности.
Следующим летом я предлагаю целый гардероб для путешественницы XXI века, вдохновленный свободой детей цветов, расслабленностью богемных джет-сеттеров и бурной жизнью городских жителей. В белоснежном сарафане с яркими цветами или хрустящем платье-рубашке можно выйти к завтраку где-нибудь на греческих островах, в наряде из голубого денима или летящих полупрозрачных туниках — прогуляться по улицам Марракеша, а шелковый комбинизон и двубортное пальто цвета хаки подойдут для поездок по Ибице.
Для зажигательной ночи в Рио или у бассейна в Кап Д’Антип — длинные полупрозрачные платья с сексуальным разрезом от бедра. А более элегантные принтованные модели оценят и жительницы больших городов, которые никогда не спят. К слову, мой креатив и артистизм чаще всего выливается именно в принты.
Для меня очень важно рисовать!
Вы сами рисуете все принты?
Да, конечно. Правда, всякие прямые и косые не провожу — это все-таки задача профессионалов, но основная идея — моя. Я всегда строю свои коллекции по цвету, что для меня, как художника, очень важно. При этом мой любимый цвет, как это ни смешно, белый, но всплески красок мне тоже нравятся.
В принтах я выражаю себя.
Поскольку коллекция летняя, лейтмотивом стали цветы — от ярких, сочных, почти осязаемых, словно сошедших с полотен эпохи Барокко, до мелких, напоминающих орнамент восточных рукописей.
Переход от, скажем так, подростковой моды к женственной — это этап Вашего собственного взросления?
Знаете, этап взросления сыграл здесь далеко не последнюю роль. Мой бренд — вообще довольно странная история. Я создала его, будучи совсем юной девушкой, и даже не ожидала, что он станет столь популярен. Популярен до такой степени, что его стали копировать. Контрафактные костюмы от Маши Цигаль совершенно разрушили то, что я делала.
Я ведь вкладывала в них совершенно иную идею. Я была вдохновлена Японией, девочками из анимации, японскими подростками, готическими Лолитами… Мне было важно все — качество тканей, швы, изнанка.
Я пыталась делать что-то одновременно практичное и забавное (те же заячьи уши на спортивных костюмах, например). Каково же было моё удивление, когда эти костюмы стали тиражировать в невероятном количестве, причем в запредельных цветах, жутком качестве, с ушами набекрень. Эти костюмы сыграли со мной злую шутку — я специально посещала рынки, на которых они продавались в огромном количестве(прямо целыми этажами!), и ужасалась.
Ну это же слава!
Да, такая слава без денег, очень сомнительная слава, скажу я вам.
Потом, например, на Киевском вокзале, у метро, они лежали на газетках, расплющенные, выгорающие под палящим солнцем. Был момент, когда меня это даже радовало, но потом я поняла, что, с одной стороны, пришла слава, а с другой — все забыли, что я дизайнер и делаю не только это, но и что-то другое.
Собственно говоря, я оказалась перед выбором: продолжать делать костюмы и всячески продвигать их, либо заняться чем-то другим. Тем более, ситуация изменилась, я повзрослела, мне стали нравиться женственные формы, макси-силуэты, я с восторгом приняла возвращение 1970-х. Мне очень близок богемный стиль, рок-музыка, стиль нью-хиппи.
К тому же, 1970-е — это, опять же, принты, большие цветы, распущенные длинные волосы.
Маша, вот российскую модную индустрию часто ругают. Говорят, что новых идей мало, цены высокие… Это действительно так?
И почему так?
У нас вообще очень любят всё ругать. Это такой менталитет, необычная русская душа, которая этим и славится. Она очень любит хаять других, страдать, напиваться…
Ругать — это самое простое, сложнее — найти что-то хорошее. В людях, в ситуации, в той же модной индустрии. А я за позитивное мышление во всех его проявлениях.
Это реально работает и в эгоистическом плане, и в глобальном.
Соответственно, да, действительно, ругают. Ну а что? У нас же долгое время не было никакой моды вообще. Конечно, в начале века, не этого, а прошлого, Россия была очень артистичной страной, вспомнить хотя бы художников-авангардистов, замечательных поэтов, писателей.
А какие были невероятные балы, потрясающе одетые женщины, быт!.. Сейчас мы живем в другой стране. Но в наших силах что-то изменить, привнести красивое и достойное
Почему модный бизнес в России сложен? Прежде всего потому, что у нас не развита текстильная промышленность…
То есть ткани приходится заказывать?
Ткани приходится заказывать, что сразу усложняет процесс логистики, особенно если вы — небольшой бренд, и вся одежда шьется в России. То же самое касается производственных мощностей. Русские фабрики просто не могут сшить то, что нужно. А итальянские могут.
Но это значительно дороже. Можно, конечно, всё сдать в Китай, но это актуально только в том случае, если вы оперируете большими объёмами.
Еще одна проблема — это образование. Только сейчас у нас стали появляться институты, колледжи, в которых учат дизайну. Когда я, например, выбрала себе эту профессию, единственным ВУЗом, который готовил модельеров, был Текстильный институт.
Тогда в нем преподавали неизвестные мне дизайнеры, а хочется же, чтобы тебе преподавал мастер. Важно ведь не просто пойти к кому-то учиться, а как-то проникаться, восхищаться. Я сходила туда и поняла, что мне это не подходит.
Поэтому я выбрала Лондон, сдала экзамены, получила грант на обучение и поехала туда учиться.
Но в представленных обстоятельствах русские дизайнеры — это просто герои какие-то! Каждый в своем амплуа. У каждого свое представление о прекрасном, но опять-таки, если Вы посмотрите на ситуацию со вкусом вообще в стране, то поймете, что хоть сейчас она и не очень, но позитивная тенденция наметилась.
А сколько сегодня проходит художественных мероприятий! Они, безусловно, делают наш вкус лучше, формируют его. Я, например, с удовольствием посетила биеннале. Мне очень понравилось, действительно интересно, по-настоящему.
Появились какие-то фэшн-каналы, да?
Да, а еще возникли места, где лекции стали читать.
Лекции читают! Да вообще. Мне все это очень нравится, я вижу прогресс. Люди потянулись к искусству.
Многие смеются: Что эти гламурные девушки делают в дизайне?, но уже тот факт, что дизайн стал популярен — это движение вперёд, и это прекрасно.
Вы следите за работой Ваших коллег, есть ли кто-то, чьё творчество Вам действительно интересно?
Не могу сказать, что пристально слежу за работой коллег — я не захожу на их сайты, не изучаю коллекции. Времени всегда не хватает! Но то, что я вижу, говорит о том, что в индустрии все в целом неплохо.
Из российских дизайнеров мне нравится Дмитрий Логинов. У него очень качественные мужские вещи, я ими восхищаюсь. Еще симпатичен Гайдай — все очень изящно и красиво, особенно шляпки, аксессуары.
А еще я недавно увидела работы Ульяны Сергеенко, и знаете, мне понравилось. Красивая коллекция, женственная.
А есть ли какие-нибудь персоны из фэшн- или шоу-бизнеса, может, из прошлого, которые вдохновляют именно своим стилем, образом? Может, какие-нибудь иконы?
У меня никогда не было икон стиля. Мне очень часто задают этот вопрос, но человека, который бы мне объективно нравился, пока нет. Мне интересны какие-то куски оттуда и отсюда, пазлы, а не конкретный образ. Кроме того, мой вкус постоянно меняется, мне нравится открывать что-то новое.
Я не консерватор. Очень часто меня вдохновляют друзья.
Например, прошлую коллекцию я шила под свою лучшую подругу — Анну Селезнёву, мне было очень приятно с ней работать. Отрадно, что мои вещи носят такие девушки — красивые, умные и успешные, а это, кстати, очень неслабое сочетание, должна заметить.
А вообще сложно сочетать воспитание ребёнка, семейную жизнь с работой? Вот у нас в России до сих пор существует установка на то, что женщина должна быть матерью, женой, домохозяйкой.
Это стереотип, как и женщина за рулём. На Западе кому-нибудь скажешь про женщину за рулём, тебе ответят: Да, и что дальше?. Но это такие отголоски прошлого.
У нас ведь патриархальное государство, в принципе, хотя институт семьи сильно изменился за это время.
Вот я наблюдаю за своими подругами — девушек, которые просто сидят в нарядах, при макияже и ждут своего, почти не осталось. Все работают, и не только над своей красотой, но и над своими проектами. Дизайнеры, стилисты, писатели — список профессий велик, но, с другой стороны, это и не праздный досуг.
Просто красивым лицом сейчас кого заинтересуешь?
Кроме того, мы ведь не только работаем, но и отдыхаем. Я, например, отключаюсь от всех дел в выходные. Уикенды всегда провожу с семьей, а в пятницу можно куда-то сходить, поужинать.
Вечером на неделе — домой, с утра рано встаю и готовлю завтрак (всегда делаю это сама, вообще приготовление пищи — очень важная для меня практика), провожу время с семьёй, веду ребёнка в садик, стараюсь его оттуда встречать.
Поддерживаю себя в форме и бодром состоянии духа при помощи йоги и медитаций. Плюс очень важен сон! Мне кажется, что именно в гармонии создаётся красота. Когда девушка очень много работает, включаются мужские энергии, она становитсярезкая, жесткая, а потом не понимает, почему у неё проблемы в личной жизни.
Все должно быть сбалансировано.
А что касается светской жизни? Вы не так часто, на самом деле, выходите в свет, но вообще, Вам доставляет этот процесс удовольствие или это, скорее, работа?
Ой, меня постоянно ругают, что редко посещаю мероприятия, поэтому я периодически я пытаюсь исправить эту ситуацию. Вот тут была смешная история… Меня пригласили на Человека года, причем, не журнал GQ, а несколько моих друзей составить им компанию. Я сначала одному отказала, потом — другому, а затем моя подруга, обозреватель модного журнала, мне заявила: Маша, ты что, это must-see, выходи из студии и иди туда!. Я решила — почему бы и нет?
Потратила ровно десять минут на сборы, надела на себя какую-то кофточку, прибежала туда, а там люди, которые явно готовились к этому событию — все в платьях, в бабочках… И я в очередной раз подумала, что надо внимательнее относиться к подобным выходам.
То есть всё-таки светская жизнь, она работает, да?
Да, работает, безусловно. Были моменты, когда я вообще никуда не ходила и заметила, что число клиентов и предложений по работе резко уменьшилось. Поэтому выходить в свет все-таки приходится, но времени на детальное продумывание образов у меня, все-таки, нет.
Я не светская львица, а работающая мама. И не то чтобы это панк-рок, просто… чтобы все успевать, мне, наверное, нужно салон свой открыть, тут же, при студии (смеется).
Ну, тогда я, наверное, последний вопрос задам, чтобы Вас не мучить.
А Вы меня и не мучаете.
Как досуг Вы любите проводить?
Обязательно раз в году я езжу на Гоа, с семьёй. Это, с одной стороны, весело, с другой — это йога, органическая еда, все мои любимые вегетарианские блюда в большом количестве. Несколько раз в год занимаюсь серфингом, очень люблю кататься.
Мне очень хорошо летом, поэтому, если у меня есть возможность, я всегда лечу куда-нибудь в теплые края. Еще я очень люблю кино, поэтому посмотреть какой-то фильм дома, с вкусными штучками — для меня это удовольствие. Или в ресторане поужинать с друзьями или пригласить их в гости на вегетерианскую вечеринку. Вообще, если честно, я очень люблю поесть.
Не знаю, как можно вообще не есть и сидеть на диете — это точно не мой вариант.
Ну и, конечно, для меня очень важно общение с моим любимымребёнком — Сенечкой, потому что, к сожалению, я не могу его поселить здесь, в шоу-руме, как бы мне этого ни хотелось. Хотя он довольно часто сюда приходит и вообще принимает активное участие в моей жизни — мы вместе путешествуем, ходим в гости, смотрим кино, да просто болтаем!
А он интересуется тем, что Вы делаете?
Слава Богу, он не очень этим интересуется. У него отличный вкус, он действительно хорошо одевается. Иногда рассказывает: Представляешь, у нас мальчик в детском саду поднял джинсы слишком высоко и заправил в них рубашку. Я говорю: О, ужас!.
Да, я ему сказал, что это немодно.
Но он не проявляет интереса к швейным машинкам, ему больше нравятся девочки-модели, что, на самом деле, приятно. Я бы не хотела сына — фэшн-маньяка. Сеня с удовольствием третий год занимается карате, обожает рисовать и собирать роботов из лего.
Ваше кредо?
Я являюсь поклонницей здорового образа жизни, йогии вегетерианства. … Что, кстати, всем и советую!
А. — Будем воспитывать в людях.
С Катей Волковой, еще одной героиней съемки, мы не успели поговорить на месте — актриса спешила в детский сад, откуда должна была забрать своих детей. Поэтому мы пообщались с ней парой дней позже, по телефону, она тогда была в Сочи, где готовилась к участию в благотворительном проекте.
Екатерина, добрый день, какие впечатления от съемки?
Мне все очень понравилось. Приятный шоу-рум, интересная Маша, красивые и удобные вещи, которые она создает. Съемка прошла легко и быстро, что я очень ценю.
Успела вовремя в детский садик за детьми.
На светских раутах вы, как правило, появляется в элегантных туалетах в пол, сегодня же вы примерили более девчачью одежду. Что вам самой ближе?
Самой ближе то, в чем я чувствую себя комфортно. Платья в пол очень удобны, жаль, культура ношения длинных юбок ушла в прошлое. Но, мне кажется, потихоньку происходит возврат макси длины в повседневную одежду.
Это, на мой взгляд, очень женственно.
Без каких предметов одежды вы не мыслите свой гардероб?
Без водолазки, денима, маленького черного платья и черных туфель на каблуке.
Вы не только актриса, но еще и мама. Появление детей как-то повлияло на ваш стиль, образ?
Ну повлияло, наверное… Знаете, когда ты сама занимаешься детьми, очень мало времени остается на себя любимую. И приоритет отдаешь чему-то практичному, удобному, тому, в чем можно выйти и в пир и в мир, что называется.
А вообще мой девиз — скромно, но со вкусом.
Не могу удержаться от комплимента: вы потрясающе выглядите! Как вы поддерживаете себя в форме? Раскройте, пожалуйста, несколько главных секретов вашей красоты?
Лучше всего я выгляжу, когда влюблена. Думаю, это распространяется на всех женщин. Ну и, конечно, надо обязательно заниматься каким-нибудь двигательным действием. Я люблю ходить на беговой дорожке пять километров в быстром темпе, потом иду в бассеин и проплываю один километр. Когда есть время и возможность, с удовольствием занимаюсь йогой.
Ну и каждое утро стакан чистой воды натощак — для меня это закон.
Сейчас среди звезд очень модно создавать свои модные коллекции, линии аксессуаров, выпускать именные парфюмы… Вы хотели бы попробовать себя в какой-то из этих сфер? Если да, то над чем бы вам хотелось поработать?
Да, у меня тоже было такое желание, и я даже воплотила его в жизнь. У меня есть бренд одежды под названием Wolka. Это элегантная одежда на каждый день. Но поддержание бренда и тем более его реализация требует постоянных инвестиций и твоего личного времени. У меня все это так и закончилось одной коллекцией, которая была представлена в Барселоне на всемирной выставке байеров.
Есть идея создать детскую линию одежды и обуви.
Нынче модно ругать российскую модную индустрию — мол, все не ново, зато очень дорого… Вы согласны с этим утверждением? Дружите ли вы с кем-то из отечественных дизайнеров?
Я всегда с удовольствием выгуливаю наряды наших дизайнеров, среди них — Алена Ахмадуллина, Максим Черницов, Сергей Арутюнов, Александр Терехов и многие другие… Вещи из новой коллекции Masha Tsigal мне тоже пришлись по вкусу. Спортивные костюмы из бархата идеальны на каждый день, а струящиеся платья, длинные юбки и туники отлично подходят для выходов в свет.
Кстати, о выходах. Собираясь на мероприятие, вы сами выбираете себе наряд, образ, или с вами работают профессиональные стилисты?
Все сама. И времени у меня на это всегда очень мало. Я иногда смеюсь, что женщина способна за 15 минут перевоплотиться из домашней мамочки в светскую львицу, хотя я себя таковой не считаю.
Для меня все это — большая и красивая игра.
Есть ли какие-то персоны, в чьих образах вы ищете вдохновение?
Мне нравятся Кейт Мосс, Анджелина Джоли — как-то у них все в порядке со вкусом и стилем.
И последний вопрос, расскажите, пожалуйста, о ваших новых проектах?
Сейчас нахожусь в Сочи и участвую в удивительном проекте Класс Мира, проходящем в рамках культурной Олимпиады Сочи 2014. Мы работаем с детьми-инвалидами. Сценаристы пишут с ними пьесу, спектакль по которой будет показан на большой сцене Зимнего театра. Я же провожу мастер-классы по актерскому мастерству.
В общем, занимаемся сотворчеством, и это безумно интересно!