Люк бессон: нет ничего прекраснее ума
11 сентября в России выходит новый фильм Люка Бессона Люси. Режиссер (а также сценарист и продюсер) сам пожаловал в Москву — представлять свою новую работу. В столице у господина Бессона был напряженный график — бесконечные встречи, фотоколл (его Люк выдержал с большим достоинством, хоть известно, что фотографироваться он не любит — предпочитает находиться по другую сторону камеры), пресс-конференция…
Во время беседы с журналистами Бессон успел многое рассказать. Например, в связи с сюжетом Люси поделился своим личным отношением к разнообразным стимуляторам тела и мозга:
Я никогда не пробовал наркотики, я не пью и не курю. Я аномалия.
Но, разумеется, в основном беседа шла о новом проекте и о том, как режиссеру работалось с его новой звездой — Скарлетт Йоханссон:
Скарлетт — нормальный человек, который приходит на работу для того, чтобы работать. Она абсолютно не гламурна, у нее нет окружения, которое она таскает с собой на площадку. Перед началом съемочного процесса мы много говорили.
Ей вообще нравится, когда режиссер с ней разговаривает. Так что к моменту начала съемок мы оба понимали, что и как должно быть.
У Люси — немаленький бюджет, порядка 40 миллионов долларов. И большая его часть, по признанию Бессона, ушла именно на оплату актерских гонораров (вместе со Скарлетт в картине снялся Морган Фримен, а также звезда азиатского кинематографа Чхве Мин Сик). Но коммерческий успех ленты все окупил — на сегодняшний день Люси собрала в мировом прокате порядка 313 миллионов долларов (и это еще не предел).
Фильм уже называют чуть ли не самым успешным проектом одного из самых плодовитых французских кинематографистов современности.
Несмотря на плотное расписание, Люк Бессон нашел время на эксклюзивное интервью SPLETNIK.RU. Серьезный, сосредоточенный, но, в то же время, невероятно обаятельный француз рассказал нам о своих методах работы, вдохновении и, конечно, о своих героинях.
Вы задумали Люси еще 10 лет назад. Сложно ли было воплощать в реальность то, что так долго созревало?
Я использую всего пять процентов своего мозга, так что я очень медленный (Улыбается). Если серьезно, я действительно небыстро работаю, мне нужно время. Конкретно в этом проекте оно понадобилось для того, чтобы познакомиться со многими учеными, обдумать все как следует, возможно, к чему-то вернуться.
Кроме того, я должен был стать старше для того, чтобы создать этот фильм. Я должен был подождать
То есть, это время было необходимо для течения естественного процесса работы?
Да-да. Произведения искусства должны вдохновлять. На что вы бы хотели вдохновить зрителя Люси?
Это правда и это касается любого произведения искусства, будь то фильм или живописное полотно. И каждый человек, который смотрит на картину (или смотрит какой-то фильм), реагирует по-своему. И на Люси зрители не могут реагировать одинаково: молодой человек, пришедший на фильм с друзьями, и, скажем, 75-летний человек воспримут фильм по-разному. Я же просто хочу, чтобы они хоть как-то на него отрегировали, ничего конкретного.
Я хочу, чтобы, кем бы ни был зритель, он смог бы что-то вынести из этого кино. Кого-то больше всего заденет сцена, где автомобиль летит по Парижу на большой скорости. Для другого будет важен финал фильма.
Я не знаю, за какой именно момент ухватится тот, кто будет смотреть на экран. Я лишь желаю, чтобы зрители что-то для себя взяли из этого фильма, чтобы я смог их чем-то напитать.
А что для вас было вдохновением при создании этого фильма?
Поначалу я просто познакомился с одним профессором, и информация, которой он со мной поделился, меня захватила: захватили возможности, которые таятся в мозге. Меня очень увлекла эта тема.
В ваших работах вы не раз создавали образы суперженщин. Почему они для вас так интересны?
Но не во всех же! Голубая бездна — фильм о дружбе двух мужчин, моя самая первая работа (фантастическая короткометражная драма Предпоследний — прим. ред.) — история о трех мужчинах Но ты женщина, так что я понимаю вопрос (Смеется).
Люси — не супергероиня! Люси — абсолютно обычная женщина. Люси такая, как ты, как я, да как любой из нас. Она просто оказывается в нехорошей ситуации, на нее многое сваливается, ну и в итоге происходит нечто невероятное.
Но сама по себе она — абсолютно нормальная! Ну, разве что, немного глуповатая в самом начале. Она выпивает, ходит по вечеринкам, понятия не имеет, чем заниматься в жизни Да, пожалуй, она глупенькая — маленькая потерянная девочка, но только в начале фильма.
Какая же это суперженщина?
Что до остальных героинь моих фильмов Возьмем Жанну Д Арк. Она думает, что она суперженщина. Но ведь это не так! (Смеется) Это история о вере: она думает, что сам Бог говорит с ней. Нет!
Она просто чокнутая. И она погибает.
А Никита — наркоманка. И она убивает полицейского. Конечно, легко сказать — суперженщины Но это не совсем так. Разумеется, эти героини необычны.
Все до одной. А зачем делать фильмы об обычных людях? Это для меня не слишком интересно.
Словом, все женщины из моих фильмов — особенные. Но они вовсе не супергероини, во всяком случае, лично для меня.
Вы сказали, что каждый из нас мог бы оказаться на месте Люси. А вы сами в ваших фильмах присутствуете?
Всегда. Я не могу сказать, что вот этот конкретный персонаж — это я. Частички меня проявляются то в одном, то в другом герое. Так что я внутри каждой своей картины.
Вернемся к вопросу о женщинах. Что для вас значит понятие муза? И становятся ли для вас музами ваши актрисы?
Ни одна из них. Просто потому что я всегда сначала пишу сценарий — до того, как знакомлюсь с актрисами. А муза — это, скорее та, кто помогает тебе написать что-то (тут мсье Бессон задумался на несколько секунд — прим. ред.). Возможно, женщиной, которая вдохновила меня на написание чего-то, была Милла (Йовович, она сыграла в двух фильмах режиссера, кроме того, они были женаты — прим. ред.).
Она вдохновила меня на Жанну Д Арк. Но это, пожалуй, единственный случай.
А идеал женской красоты — он для вас существует?
Нет ничего прекраснее ума.
Говорят, что вы — настоящий перфекционист и стремитесь доводить все свои фильмы до совершенства. И все-таки, насколько часто приходится идти на компромиссы? В каких вопросах чаще всего?
Конечно, всегда приходится искать компромисс. Но я все-таки не перфекционист, я всего-навсего стараюсь изо всех сил сделать все, что от меня зависит. Всегда. Каждую секунду я делаю все от меня зависящее. Во время съемок приходится искать компромиссы с солнцем.
Или с облаками. Приходится ждать или делать что-либо другое Так что компромисс — это нормально. Это выбор, куда идти — налево или направо.
А что до перфекционизма, он ни при чем. Все дело в стремлении сделать все, на что ты способен. И я не буду удовлетворен, если я этого не сделаю.
Если я снимаю пять или шесть дублей, и мне кажется, что все они очень хороши, то я предпочитаю совершить еще несколько попыток (Смеется). И только когда я вижу, что актер иссох, почти умер, я говорю: Ок, идем дальше!