«Ладога» и «голоса» — отличная работа, а «линия марты» — на тройку с натяжкой
Ночь по выходным я предаюсь своей тайной страсти: смотрю по «Домашнему» свое любимое «Аббатство Даунтон». Когда-нибудь я напишу о нем и воспою неподражаемый жанр костюмной драмы BBC. Пока же интерес наблюдателя и служебный долг гонят меня к другим сериалам и передачам, тем более что на этой неделе была важная памятная дата: 70-летие полного снятия блокады Ленинграда.
Телевидение подготовило специальные программы в связи с этим днем. Я не буду говорить о мутном концерте с невнятным названием «Помним всех» на «России». У товарищей на этом канале какая-то универсальная память, рачительная: такие песнопения можно потом повторить и в честь Курской дуги, и форсирования Днепра — мало ли славных побед! Зато Первый действительно серьезно отнесся к «блокадному» дню. Неделя началась с мини-сериала «Ладога». Отличная работа!
Действие разворачивается на Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. С одной стороны, бомбежки и не всегда прочный лед, с другой — на трассе есть диверсант. Доживут ли герои до конца фильма и кто окажется врагом — вот пружина действия сериала.
Отличная игра актеров — Ксении Раппопорт, Алексея Серебрякова, Андрея Мерзликина, Юрия Кузнецова — дополняется достоверно воссозданной обстановкой. Понятно, что киношная реальность всегда условна, и невозможно требовать, чтобы в кино все было точь-в-точь, как в жизни, но мне ни разу не захотелось крикнуть: «Не верю!»
После мини-сериала показывали документальный фильм «Голоса». Автор фильма — Екатерина Гордеева, но на самом деле люди, чьи голоса звучат в этом фильме, — полноправные соавторы. Блокадники (большинство из них были тогда детьми) рассказывают, как все было, и читают фрагменты дневников, оставшихся с той поры. Это важное свидетельство — важное и своевременное.
Нам часто кажется, что мы знаем о блокаде Ленинграда если не все, то многое, но на самом деле буквально до последнего дня эти люди отказывались говорить о том, что пережили: слишком страшный опыт. В то же время свидетелям уже много лет, они уходят из жизни, и нужно собирать эти истории, пока возможно. Рассказ ведется немного буднично, и эта будничность потрясает больше всего.
Первую серию я посмотрела, а на второй глаза оказались на мокром месте.
К сожалению, третий фильм на Первом, посвященный блокаде, оказался очень слабым. Раньше был такой чудесный жанр, как подростковое приключенческое историческое кино. Многие помнят «Кортик», «Приключения неуловимых».
Вот в этом ряду «Линия Марты» смотрелась бы органично, а как кино для взрослых — оно провальное по сценарию: в нем много ляпов, и даже игра великой Алисы Бруновны Фрейндлих (тоже блокадницы) фильм не вытягивает. По сюжету молодая мама с дочерью-подростком находят под обоями в новой квартире письмо 1941 года, обращенное к некой Марте, и начинают поиск блокадной девочки. О том, что именно Фрейндлих окажется той самой Мартой, догадываешься, как только она первый раз появляется в кадре.
Как рассказ для подростков о том, что такое блокада Ленинграда (по слухам, историю теперь преподают из рук вон плохо), сериал сгодится, а для показа в вечернее время — тройка с натяжкой.
И два слова про «Две зимы и три лета». Можно по-разному оценивать этот сериал, но то, как его показывали, — это полное неуважение к зрителям. Поперек программы, с началом неизвестно когда и окончанием показа поздним вечером.
Сиюминутная политическая конъюнктура в стране оказалась важнее истории народа этой страны.