Каннский дневник: первые недовольные возгласы и свист, новый странный фильм годара и неудачная драма об однополой любви
Лично я боюсь фильмов Годара. Каждый раз на Каннском фестивале он представляет какой-то дикий эксперимент с формой («Социализм», «Слова, прощайте!»), в котором люди лают, какают – и все это бессистемно, непонятно, бессюжетно. Не исключением стала и нынешняя картина 87-летнего мастера «Образ и речь».
Его лента – набор кадров из чужих фильмов (например, из «Войны и мир» Бондарчука), документальной хроники, в которой мелькают лошади и куры, звуковых шумов и правых лозунгов… Фильм смотрится как технический брак: только ты настроишься уловить смысл в какой-то сцене – бац! – она прерывается черным квадратом, взрывом, марширующими людьми. Ощущение, что Годар, известный своими революционными взглядами, предупреждает мир о грядущей глобальной войне. Впрочем, мастер снимает так, что его кино можно трактовать как угодно.
Жан-Люк Годар дал пресс-конференцию Facetime на 71-м Каннском кинофестивале
Для чего «Образ и речь» нужно было включать в конкурсную программу, как оценивать картину и сравнивать с другими лентами – непонятно. Канны по традиции выказывают старейшему режиссеру свой респект – даже официальным постером фестиваля стал кадр из его фильма 1965 года «Безумный Пьеро», запечатлевший поцелуй Бельмондо и Анны Карин. Видимо, это делается в знак благодарности за то, что Годар обеспечивает фестиваль движухой, заставляет о себе говорить.
Он не появляется на мероприятиях, но искусно создает эффект присутствия. На этот раз киноклассик решил устроить пресс-конференцию в формате… телефонного разговора. Журналистам продемонстрировали гаджет, работающий в режиме Facetime, на экране которого улыбался Годар. Желающие подходили к микрофону, задавали вопросы, уткнувшись в этот самый экран, и мастер милостиво на них отвечал.
Признавался в любви к России, говорил, что его беспокоит отношение Запада к русским, призывал быть добрее к нашей стране, ведь мы пережили две революции. Еще рассуждал о противостоянии Европы и арабского и африканского миров, говорил, что у арабов рождается много детей, а у европейцев мало, и это повод задуматься. Отвечая на вопрос, будет ли он снимать кино дальше, пообещал, что будет. Если не подведут глаза, руки и ноги…
Все стало вокруг голубым…
Еще одна неудача конкурса – французская драма Кристофа Оноре, которая существует под двумя названиями «Прости, ангел» и «Нравиться, любить и быстро бегать». Картина рассказывает о трудностях однополой любви. Кинознатоки помнят: в прошлом году в Каннах был представлен фильм «120 ударов в минуту», в котором поднимались проблемы больных СПИДом геев. Так вот «Прости, ангел» – будто бы вторая часть этой картины, только гораздо более скучная.
В центре сюжета – несколько мужчин, которые сходятся, расходятся, легко заводят новые интрижки… Бурная личная жизнь одного из героев – писателя Жака – проходит на глазах 10-летнего сына. Другой герой, влюбленный в Жака студент Артюр, охотно откликающийся на уличные знакомства, и вовсе подрабатывает в детском летнем лагере… Видимо, Оноре так нам показывает, что к толерантности нужно привыкать с младых ногтей.
В фильме масса любовных сцен, причем многие из них следуют сразу после случайного знакомства мужчин. Беспорядочные связи, бессмысленные разговоры, отсутствие конкретных целей, пустое прожигание жизни – все это делает героев малосимпатичными – к ним не испытываешь сочувствия, даже когда они болеют. Не восхищаешься ими и тогда, когда они танцуют: мы видели подобные кадры много раз в других, более талантливых фильмах.
Актер Пьер Деладоншам, режиссер Кристоф Оноре и актер Венсан Лакост на фотоколле фильма «Прости, ангел» в Каннах
Кстати, на премьере этой картины по красной дорожке прошлась Ирина Шейк – в очень откровенном платье, не подразумевающем никакого белья: видимо, сексуальная раскрепощенность, продемонстрированная в картине, вдохновила на нескромность и российскую модель.