Каннский дневник: что было в фильме сергея лозницы «донбасс»
Вчера на 71-м Каннском фестивале стартовала вторая по значимости конкурсная программа «Особый взгляд». Фильмом открытия стала картина Сергея Лозницы «Донбасс». Показ явно был приурочен к 9 Мая, Дню Победы.
В совпадение тут не сильно верится.
Перед началом показа «Донбасса» на улицу вывели фонограмму песни Анны Герман «Мы долгое эхо друг друга». Странный ход, если учесть, что эта песня являлась рефреном знаменитого фильма о Великой Отечественной войне «Судьба» Евгения Матвеева.
В «Донбассе» показана другая война – фашистами называют и считают уже совсем других людей… Любопытно, что фонограмма песни перед показом вдруг стала прерываться жутким микрофонным сипением – таким, что стоящие в очереди на показ журналисты зажимали руками уши и бежали жаловаться охране. Этот казус и стал яркой метафорой к самому фильму: война – тема, требующая объективности и честности, не терпящая искусственности и фальши. От любого перегиба фонит…
Актер Борис Каморзин и режиссер Сергей Лозница на официальном фотоколле фильма «Донбасс» в Каннах
Фильм Сергея Лозницы – попытка проанализировать происходящее в Донбассе. Именно попытка, ведь любой анализ как минимум подразумевает объективность, неангажированность и возможность представить точку зрения двух сторон. Всего этого в фильме Лозницы нет. В картине есть определенные значки, которыми помечаются «свои» и «чужие», плохие и хорошие.
И чаще всего плохие и «чужие» – это те, кто выступают под российскими знаменами.
Взрывы, обстрелы, обездоленные люди – и тут же телекамеры, и подставные люди, с готовностью подрабатывающие «очевидцами события»… Картина представляет собой набор не связанных между собой сцен, скетчей. Вот женщина, похожая на проститутку, приезжает к маме, чей дом разбомбили. Вместе с такими же бедолагами пожилая женщина живет в бараке, в котором нет света, воды и тепла, стены проедены грибком, а обитатели жилища все сплошь болеют.
Нарядная доча привозит маме икру, сыр, фрукты, уговаривает переехать из барака в безопасный уютный дом, но мама из поколения стоиков, привыкших разделять общую беду с народом. И кроме того, ей противен хлеб дочери, который ей достается черт знает как… Дочь бьется в закрытую дверь, сопровождая нецензурщиной удары кулаками. Кстати, ее в фильме, как всегда у Лозницы, чрезмерно много.
А вот еще одна сценка: та же самая дочка, работающая в администрации Новороссии, приводит к своему шефу компанию экзальтированных людей, привезших на Донбасс мощи святого Чурило Пленковича. Градус неадеквата, пафоса и фарисейства зашкаливает – эти официальные сытые рыла и впрямь думают, что делают важное дело.
Съемочная группа фильма «Донбасс» на официальном фотоколле в Каннах
Еще один эпизод – свадьба не очень молодых и не очень симпатичных людей, на которую приходят представители новой власти и застенчивые полевые командиры. И пожелание: «Если вы в такое трудное время смогли найти друг друга, значит победа будет за нами…»
Одной же из самых душераздирающих сцен становится эпизод, когда военный приводит на автобусную остановку связанного украинским флагом человека с табличкой на груди «Каратель» – «пообщаться» с народом. Народ, ждущий автобуса или просто проходящий мимо, сначала делает с «карателем» селфи, потом принимается колотить его… Толпа готова забить дядьку до смерти, а ведь это всего лишь старушки с авоськами, подростки… Месседж Лозницы понятен: война лишает людей ощущения нормы, делает из вчерашних безобидных граждан монстров – убийц, мародеров, вымогателей, рэкетиров.
На войне смещаются нравственные и этические ориентиры. Все это так, но справедливости ради было бы неплохо показать происходящее по обе стороны конфликта.
Сергей Лозница на официальном фотоколле своего фильма «Донбасс» в Каннах
На режиссерскую идею весьма колоритно работает актерская команда, в большинстве своем состоящая из труппы «Коляда-Театра«. Естественные, натуральные, с колоритными своеобразными лицами актеры делают это художественное кино почти документальным. Правда, иногда кажется, что часть героев перекочевала в фильм Лозницы из «Свадьбы в Малиновки», а другая часть – из картин Киры Муратовой.
Впрочем, персонажам Лозницы не хватает нежности и юмора муратовских героев.
Илона Егиазарова, Канны