Календарь сплетника: лени рифеншталь
Сегодня исполняется 109 лет со дня рождения одной из самых известных женщин в истории кино — Лени Рифеншталь.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась в Берлине в семье успешного торговца и домохозяйки, которая всю себя посвятила воспитанию детей. С детства она старалась развить не только художественные способности Хелены, но и физические — поэтому с пяти лет девочка активно занималась спортом.
В 1918 году Рифеншталь окончила один из берлинских лицеев, а затем начала заниматься танцами. Это привело к конфликту с отцом, и чтобы избежать отправки в закрытый интернат, Лени поступила в художественное училище, где какое-то время изучала живопись. Тем не менее, в 1919-м отец послал ее в пансион в Тале, где она продолжает (но уже тайно) заниматься танцами и театром.
Через год папа все же позволил ей покинуть пансион.
В 1920-м девушка начала работать секретарем на предприятии отца. Кроме того, она наконец-то стала совершеннолетней, так что смогла открыто заниматься танцами — да и вообще, всем, чем ей хочется. Это привело к бесконечным скандалам — после очередного Лени покинула родительский дом.
Лени с младшим братом Хайнцем
Лени взялась как за уроки классического балета, так и за характерный танец. В 1923-м состоялось ее первое сольное выступление, затем она танцевала в камерных театральных постановках во многих городах. Однако Рифеншталь не удалось избежать серьезной травмы — разрыва связок, так что о карьере танцовщицы ей пришлось забыть.
Однако в то время у нее уже была возможность заниматься кое-чем другим. Незадолго до разрыва мениска она познакомилась с режиссером Арнольдом Фанком. Пока она лежала в больнице, он написал для нее сценарий фильма Священная гора.
После она сыграла еще в нескольких горных фильмах Франка, в том числе в ленте Белый ад Пиц Палю. Так к Рифеншталь пришла актерская слава.
Священная гора
Белый ад Пиц Палю
Жизнь молодой актрисы кипела: у нее были яркие любовные романы (так, в начале карьеры она была обручена с Отто Фройцхаймом, затем жила с актером и оператором Гансом Шнеебергером), она была знакома со множеством интересных и впоследствии легендарных людей — в частности, с Эрихом Мария Ремарком. Кроме того, неудержимая Рифеншталь постоянно стремилась пробовать себя в чем-то новом — вот и в 1928-м она опубликовала свой первый репортаж со съемок картины с собственным участием. С тех пор она стала систематически писать заметки.
А еще чуть позже она попробовала себя и в качестве монтажера — во время работы над лентой Белый ад Пиц Палю.
Ну а в 1932-м году Лени сама берется за режиссуру. Она призналась, что давно хотела сыграть роль, не похожую на те, что она играла у Фанка. У него женщина всегда играла второстепенную роль, а Рифеншталь хотела это изменить. Вместе с Белой Балашем она написала сценарий к картине Голубой свет.
По сюжету, она играла загадочную девушку, к которой с недоверием относились жители горной деревни. Снова горы — казалось бы, Лени недалеко ушла от Фанка. Однако некоторая комедийность картин Фанка у Рифеншталь заменена мистицизмом.
Голубой свет
Критики отозвались не очень тепло, однако картина приносила прибыль. У соавтора сценария Белы Балаша возникли финансовые претензии к Рифеншталь. Тогда она обратилась к Юлиусу Штрайхеру, редактору антисемитской газеты Штурмовик, с просьбой представлять ее интересы.
С актерской карьерой покончено не было. Так, в 1932-м Лени отправилась в Гренландию на съемки нового фильма Фанка SOS Айсберг. Она успела написать целую серию статей об этом путешествии, которые по ее возвращении в Европу были изданы одной книгой.
Жизнь Лени в тот момент серьезно менялась. Она познакомилась с Адольфом Гитлером, а еще немного позже с Йозефом Геббельсом и его супругой. В 1933-м Рифеншталь приняла предложение Гитлера снять фильм о съезде Национал-социалистической немецкой рабочей партии в Нюрнберге.
Картину продюсировало министерство пропаганды.
SOS Айсберг
Первый документальный фильм Рифеншталь назывался Победа веры. Он был прекрасно принят членами НСДАП, однако вскоре большинство копий ленты были изъяты — дело в том, что, помимо Гитлера, значительное внимание в картине было отведено Эрнсту Рему, который стал противником НСДАП. Изъятие произошло после так называемой Ночи длинных ножей — расправы Гитлера над штурмовиками СА (ими руководил Рем) из-за подозрения в подготовке путча.
В 2003-м году была обнаружена единственная на сегодняшний день уцелевшая копия Победы веры.
В 1934-м году Рифеншталь вновь поручено снять картину о съезде НСДАП. На этот раз она подходит к съемкам иначе (да и ресурсы у нее посерьезнее — 170 человек в команде, из них около 40 операторов). Она не хочет делать хронику или репортаж, она желает создать художественное произведение на документальной основе.
Она отсняла несколько сотен часов материала, из которых потом получился менее чем двухчасовой фильм. Со своей задачей Лени справилась — получилось ритмичное кинопроизведение с главным исполнителем (Гитлером), причем, его исполнение не теряет силы даже когда он отсутствует в кадре.
Сами национал-социалисты были в восторге, Лени получила Немецкую кинопремию, а также награду за лучший иностранный документальный фильм на венецианском биеннале 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Позже Рифеншталь написала книгу о том, что осталось за кадром.
Триумф воли из-за своей очевидной националистической пропагандистской направленности никогда не показывают по общественному телевидению, запрещен публичный показ этого фильма, найти записи ленты непросто. Однако, несмотря на это, картина считается одной из лучших за всю историю документального кино — но, конечно, оценивать ее исключительно в эстетических категориях после ужасов Второй мировой вряд ли когда-нибудь получится. Существует легенда, что после выхода Триумфа воли Лени приглашали для работы Иосиф Сталин и Бенито Муссолини.
В 1935-м году Рифеншталь решила снимать фильм об Олимпийских Играх — она хотела показать историю Олимпиады от античных времен до 1936 года. Фактически, в Олимпии две части, но их предпочтительнее воспринимать как единое, цельное произведение. Во время съемок Лени многие приемы применила впервые — в частности, камеру для подводной съемки, рельсовый операторский кран и многое другое.
В целом, она эволюционировала как документалист, поэтому Олимпия и считается еще одним шедевром этого жанра.
Лени на съемках Олимпии
При этом, Лени уделила большое внимание победам людей разных национальностей — в том числе, чернокожим спортсменам из США. Это позволило рассчитывать на прокат фильма в Америке. В 1938-м Лени пригласили в США, однако незадолго до ее визита была так называемая Хрустальная ночь — первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха.
Приказ о всеобщем еврейском погроме был отдан лично Гитлером.
Разумеется, многие деятели кино в США объявили Рифеншталь бойкот, появились антирифеншталевские плакаты. Тем не менее, ей удалось провести несколько встреч — в частности, с Генри Фордом и Уолтом Диснеем. Но бойкота Олимпии это не отменило. Много лет спустя, в 1956-м году, Олимпия была признана в Голливуде одним из лучших фильмов мира. Картина действительно опережала свое время, была новым словом в документалистике.
Кстати, в 1958-м Рифеншталь создала новую редакцию фильма, а вторую часть ленты переименовала в Богов стадиона. В 1967-м Лени создала и англоязычную версию фильма.
После Олимпии в режиссерской карьере Лени был большой перерыв. Вернее, она продолжала работать, но многие из ее проектов так и не были реализованы. Так, в 1939-м она начала готовиться к съемкам фильма Пентесилея. Однако первого сентября и Лени, и вся ее команда поступили в армию в качестве военных корреспондентов — перед этим Рифеншталь окончила соответствующие курсы.
Она отправилась в Польшу и пришла в ужас от происходящего там. Все еще не разрывая связи с НСДАП, она писала жалобы (по ее же словам), будучи шокированной реалиями войны и убийств простых граждан в городе Коньске. Именно из-за этого она в 1944-м отказалась снимать фильм о Линии Зигфрида — оборонительной линии против союзников.
Из-за этого она серьезно поссорилась с Геббельсом (она, кстати, впоследствии утверждала, что с первого дня знакомства они с министром пропаганды испытывали друг к другу неприязнь) — с тех пор Третий рейх перестал финансировать ее проекты.
Лени в Польше во время войны
Лени с мужем Петером Якобом, они поженились в 1944-м
В начале 1940-х она собиралась снимать картину Низина. Запланированные съемки из Испании пришлось перенести в Германию — из-за войны. Примечательно, что для воссоздания испанского духа в картине сняли 68 цыган из расположенного неподалеку концлагеря. Затем работа над фильмом была приостановлена из-за болезни режиссера и исполнительницы ведущей роли в одном лице. В 1943-м году уже в Испании был отснят последний материал.
Это последний фильм Рифеншталь, который финансировался из бюджета государства по личному распоряжению Гитлера.
Низина вышла только спустя 10 лет — в 1954 году. Успехом лента, разумеется, не пользовалась — тогда Рифеншталь была в опале из-за своей работы на НСДАП. После войны состоялась несколько судебных процессов над Рифеншталь — как раз по поводу насильственного привлечения узников концлагеря Максглан к работе над Низиной.
Сама Рифеншталь всегда позиционировала себя как аполитичный деятель искусства, при этом не отрицая того, что попала под сильнейшее влияние Гитлера. Кстати, с Гитлером Лени в последний раз виделась в 1944-м. Летом того же года на восточном фронте погиб ее младший брат и соратник Хайнц.
После окончания Второй мировой у Рифеншталь больше не было возможности снимать кино. Зато она увлеклась фотографией. В 1956-м она впервые отправилась в Африку. Ее фото оттуда публиковали в ведущих СМИ. Позже она еще не раз там бывала. Результатами ее путешествий стали альбомы Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды и Нубийцы из племени Кау.
После репортажей Рифеншталь этим народом заинтересовались журналисты, антропологи и историки, их стали куда серьезнее, чем раньше, изучать.
Однако в снимках темнокожих нубийцев критики Рифеншталь увидели ее нацистское прошлое и пропаганду жестокости.
Позже Лени сконцентрировала свое искусство и энергию на изображении не людей, а подводного мира. В 1974-м году она впервые погрузилась с аквалангом (разумеется, у нее была с собой камера), с тех пор дайвинг и изучение морских глубин стали ее главным занятием. Она создала фотоальбомы Коралловые сады и Чудо под водой.
Позднее Лени работала над кинофильмом Коралловый рай. Рифеншталь-режиссер осталась прежней — она предпочитала полностью погружать зрителя в то, о чем она снимает. Так что 45 минут этой картины вы и правда проведете в прекрасных морских глубинах среди коралловых рифов.
В 2002-м Рифеншталь отпраздновала свой столетний юбилей. На следующий день после 101-го дня рождения Лени состоялась премьера Кораллового рая. А спустя еще две недели эта необычная, удивительная и неоднозначная женщина умерла в своем доме в городке Пекинг на Штарнбергском озере.
Рядом с ней был 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, ее спутник последних лет жизни.
Лени 98 лет
…и 101 год
До последних лет у Лени оставались поклонники и противники (все ее работы они продолжали считать фашистской эстетикой). Как бы там ни было, эта женщина оставила след в искусстве — причем, в разных его видах.