Календарь сплетника: 6 киноработ питера брука
Величайшему режиссеру современности Питеру Бруку сегодня исполняется 90 лет. Затаив дыхание, вспоминаем его заслуги — в частности, работы в кино.
Питер Брук родился в Лондоне в семье эмигрантов из Латвии. Его родители не были состоятельными людьми. Отец был инженером. Питер учился в Вестминстерском колледже (правда, из-за болезни ему пришлось прервать обучение), а затем в Оксфорде. В университете Брук изучал лингвистику и занимался театром. Свой первый спектакль в любительском театре он поставил в 18 лет.
Это была Трагическая история доктора Фауста. Затем он поставил Адскую машину Жана Кокто, и, благодаря этому спектаклю, талантливого юношу заметил Барри Джексон. Он пригласил Брука в Бирмингемский репертуарный театр.
Первой работой Питера там стала сложнейшая пьеса Бернарда Шоу Человек и сверхчеловек.
Говорить, что Брук велик, уникален бессмысленно. Без него не было бы современного театра, его идеи значат в этом искусстве не меньше идей Станиславского, Брехта, Мейерхольда, Гротовского. Возможно, и больше — ведь именно Бруку удалось соединить их теории в своих постановках.
Поразительно, но крупнейшую идею пустого пространства режиссер реализовал в возрасте чуть за 20. Незадолго до премьеры своего спектакля Ромео и Джульетта в 1947 году он попросту избавился почти ото всех декораций. Это вызвало оживленные споры, резонанс.
Но, видимо, именно в этот вечер театр изменился навсегда.
Всю жизнь Питер Брук занимался исследованиями — в теории и практике театрального дела. Образы, которые он создавал, оказывались простыми, лаконичными и самыми точными. Он уважал слово, но, в то же время, умел воплотить его в театральном действии.
И Шекспир наконец-то ожил — благодаря Бруку драматург обрел новую жизнь в XX веке, действительно, как утверждал Ян Котт, стал нашим современником.
Кино в жизни Брука всегда было второстепенно, но все же было. И поскольку смотреть записи спектаклей считается кощунством (магия театра — в живом действе), в юбилей мастера предлагаем вспомнить и пересмореть один из его фильмов.
Свой первый большой фильм (до этого была лишь любительская короткометражка) Брук создал в 1953-м году. Он решил взять в соавторы Джона Гея. Картина основана на его пьесе Опера нищего.
Не только Питера вдохновило это произведение — напомним, что именно его сюжет использовал Бертольд Брехт в Трехгрошовой опере. Главную роль в картине сыграл Лоуренс Оливье.
Кадр из фильма Опера нищих
В следующий раз Брук взялся за кинокамеру лишь в 1960-м. Пригласив на главные роли Жанну Моро и Жана-Поля Бельмондо, он по сценарию Маргерит Дюрас и Жерара Жарло создал картину Модерато кантабиле (у нас она также известна под названием 7 дней. 7 ночей). Любовь, смерть, безысходность… Говорят, работа над лентой давалась режиссеру нелегко — в первую очередь, из-за исполнительницы главной роли.
Тем не менее, все получилось прекрасно, а Жанна Моро даже получила приз в Каннах.
Кадр из фильма Модерато кантабиле
В 1963-м Брук взял на себя особую миссию — перенести на экран роман Уилльяма Голдинга Повелитель мух. Выбирая исполнителей главных ролей, Брук отсмотрел более трех тысяч юных претендентов. Хрюшу (Piggy) он выбрал благодаря письму, в котором Хью Эдвардс написал:
Дорогой сэр,
я толстый и ношу очки.
Этого постановщику было вполне достаточно, чтобы понять, что Хью идентифицирует себя с персонажем.
Брук отснял более 60 часов материала, из которых в финальную версию ленты вошли лишь 90 минут. Из этих 60 часов немало импровизационных кусков — Питер старался работать в свободной манере. Видимо, такой подход и стал ключом к детям-актерам.
Они действительно раскрылись в этой работе. Примечательно, что в Великобритании лента получила рейтинг Х. Таким образом, исполнители главных ролей не смогли присутствовать на премьере.
Кадр из фильма Повелитель мух
В 1970-м Брук перенес на экраны трагедию Шекспира Король Лир. В первой половине 1960-х он создал спектакль по этой пьесе. Фильм с Полом Скофилдом в главной роли как будто колеблется между кино и театром — эстетика у картины явно театральная.
Режиссер принес в кино то, что пока, кажется, не удавалось принести никому — тишину. Настоящую — живую, мертвую, звенящую, говорящую. В нее вторгаются звуки — резкие и страшные.
И, конечно, хриплый голос гениального Скофилда — по мнению многих критиков, самого потрясающего Лира своего века.
Кадр из фильма Король Лир
После долгого перерыва Питер Брук вернулся в кино с Гурджиевым — вернее, с экранизацией его книги Встречи с замечательными людьми. Книга — попытка автора разобраться в себе, история о его путешествии, конспекты разговоров с мудрецами и философами. Фильм — попытка уже режиссера поделиться мистическим учением Гурджиева со зрителями.
Кадр из фильма Встречи с замечательными людьми
В зрелом возрасте Брука захватили идеи восточных философов. Одно из его достижений — это 11-часовой спектакль по Махабхарате. Позже, в 1989-м, режиссер создал телеверсию этого древнеиндийского эпоса.
Она оказалась существенно короче театральной постановки.
Помимо фильмов как таковых существуют и теле- и киноверсии спектаклей Питера Брука. Особенно заслуживают внимания Вишневый сад, Мера за меру, Марат/Сад (в этом спектакле, а также в шекспировской Буре, Брук исследовал теорию Арто о театре жестокости), Трагедия о Кармен и, конечно, Трагедия о Гамлете. Поздний бруковский Гамлет — апогей его пустого пространства.
Ковер, подушки, темнокожие исполнители: простота и жесткость образов — эксперимент вновь перерос в спектакль, которому было суждено войти в историю современного театра.
Кадр из экранной версии спектакля Марат/Сад
Кадр из экранной версии Трагедии о Гамлете
Конечно, можно сказать, что вообще все Брука в кино — это лишь экранные версии его театральных постановок. Но от этого ни его фильмы, ни, собственно, телеспектакли не становятся менее ценными.
Последний на сегодняшний день спектакль Брука был выпущен в 2010-м году, а полтора года назад приехал в Россию — речь о Волшебной флейте. Из оперы Моцарта режиссер сделал драматический спектакль, где все же одну из ведущих ролей играет музыка. Артисты признавались, что сами не очень поняли, как Брук привел их к результату.
Но результат оказался по-настоящему волшебный: этот спектакль зрелого мастера — его манифест добра. Он говорит о простой, чистой, наивной любви без стеснения. И потому эта постановка — редкое театральное произведение, которое вызывает искренние слезы радости и желание жить.
Хочется верить, что все, что создал Питер Брук за свою долгую жизнь, изменит этот мир к лучшему. По правде говоря, уже меняет.