Календарь сплетника: 20 шедевров ингмара бергмана
14 июля 1918 года на свет появился Эрнст Ингмар Бергман. Сегодня исполняется 96 лет со дня рождения великого режиссера. Вспоминаем его культовые работы.
Бергман учился в Стокгольмском университете, а свой творческий путь начинал как театральный режиссер. Кино и театр для него всегда были где-то рядом: в своих фильмах он предельно концентрировался на человеке (отсюда, например, много длинных крупных планов), а не просто на визуальной концепции.
В начале 1940-х Бергман написал свой первый сценарий, а в середине того же десятилетия начал снимать и сам. В 1948-м его работа была впервые представлена в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Речь о ленте Музыка во тьме.
Бергман рассказал историю музыканта, который потерял зрение, его самоопределения и любви.
Кадр из фильма Музыка во тьме
В 1950-х Бергман уже заслуженно считался одним из самых заметных европейских режиссеров. В 1955-м он создал свой ранний шедевр — Улыбки летней ночи. Удивительная картина о любви — точнее, о влюбленности — мгновенно сыскала признание публики и профессионального сообщества.
В частности, лента была признана лучшей лирической комедией на кинофестивале в Каннах в 1956-м году.
Кадр из фильма Улыбки летней ночи
Спустя два года после Улыбок… Бергман создал одну из сильнейших лент раннего периода своего творчества — фильм Седьмая печать. Сложнейшая лента основана на пьесе Бергмана Роспись по дереву.
Название фильма же отсылает зрителя к Откровению Иоанна Богослова. Воссоздавая мир средневековой Европы, режиссер поднимает важнейшие для себя вопросы существования Бога и кризиса веры.
Кадр из фильма Седьмая печать
В том же 1957-м Бергман создал еще один легендарный фильм — Земляничная поляна. В этой ленте режиссер через героя Исаака Борга (его инициалы, кстати, такие же, как у постановщика) и его воспоминаний пытается приблизиться к ответу на вопрос в чем смысл жизни? и отделить в прошлом персонажа зерна от плевел. Картина удостоилась двух наград Берлинского киносмотра, в том числе, получила Золотого медведя.
Кроме того, Земляничная поляна — первая работа Бергмана, которую заметили американские киноакадемики.
Кадр из фильма Земляничная поляна
В 1958-м Бергман снял фильм У истоков жизни. Режиссер все глубже погружается в размышления о человеческом существовании. На этот раз, его главным предметом исследования становится женщина (точнее, три женщины), которая, собственно, эту жизни дает. Главные героини — пациентки роддома.
И судьба каждой складывается уникальным образом, и отнюдь не вегда так, как они того желают. В Каннах эта работа принесла Бергману награду за лучшую режиссуру.
Кадр из фильма У истоков жизни
В том же году Ингмар Бергман исследовал тему художника, его места в обществе и сути его существования. Действие фильма Лицо развивается в XIX веке. Главный герой — фокусник, который путешествует со своей труппой по провинции.
Из повествования, местами полного своеобразного юмора, рождается настоящая притча о духовной бесконечности творца.
Кадр из фильма Лицо
В 1960-м году Бергман впервые снял картину в тандеме с оператором Свеном Нюквистом (они сотрудничали и раньше, на съемках Вечера шутов, но не так полнокровно, как в фильме, о котором речь пойдет ниже). Этот дуэт так и останется нерушим и войдет в историю кино как пример идеального соавторства режиссера и оператора. Первый фильм Бергмана, снятый камерой Нюквиста — Девичий источник.
Картина основана на средневековой легенде о девушке, которая была изнасилована, когда ехала в церковь, а позже на том месте возник источник. Лента стала этапной в творчестве Бергмана — он перешел в новую эпоху своей биографии, которая была полна гораздо более, чем прежде, мрачными работами.
Девичий источник признали шедевром по обе стороны океана — фильм, в частности, удостоился пермии Оскар
В 1961-м Бергман начинает работу над своим циклом, который принято называть трилогией веры. Первым фильмом трилогии стала лента Сквозь темное стекло (также в цикл вошли Причастие и Молчание). Лента рассказывает о девушке, только что вышедшей из клиники для душевнобольных, но продолжающей мучаться галлюцинациями. Ей кажется, что ее посещает сам Господь.
Она ждет этих видений еще и оттого, что чудовищно одинока, несмотря на то, что ее окружает семья — отец, муж, брат.
Кадр из фильма Сквозь темное стекло
Кадр из фильма Причастие
Кадр из фильма Молчание
В 1966-м году родился фильм Персона. Это ключевая работа не только для творчества Бергмана, но и для всего мирового искусства. Картина многослойна и охватывает чуть ли не все стороны человеческого бытия. Сюжет же лаконичен — знаменитая актриса замолкает прямо во время спектакля и больше не говорит ни с кем. Она попадает в больницу, но выясняется, что психиатрический диагноз ей поставить невозможно. Вместе с медсестрой героиня отправляется к берегу моря.
На примере двух одновременно похожих и непохожих женщин мастер исследует человеческую душу в целом.
Кадр из фильма Персона
В 1968-м Бергман снял фильм Стыд, в котором камерное пространство других режиссеров вдруг открылось. Фильм рассказывает, как в тихую жизнь супружеской пары (к слову, фильм снял на острове Форе в Балтийском доме, где режиссер провел последние годы жизни) вторгается война. Бергман рассказывает не просто войне, но об Апокалипсисе, от которого человечество может спасти лишь чувство стыда.
Этот фильм явно повлиял на позднее творчество еще одного классика кино — Андрея Тарковского. В частности, на его фильм-завещание Жертвоприношение.
Кадр из фильма Стыд
1972-й ознаменовался для культурной Европы выходом картины Шепоты и крики. Ингмар Бергман через тему смертельной болезни исследует интимный мир отдельного человека и отношений людей, в том числе, внутри семьи. Фильм удостоен технического гран-при в Каннах, а также был удостоен Оскара за операторскую работу (разумеется, Свена Нюквиста).
Кадр из фильма Шепоты и крики
В 1973-м Бергман выпустил телесериал, а потом и его киноверсию Сцены из супружеской жизни. Шесть сцен рассказывают, как муж и жена пришли к решению о разводе, но именно оно сплотило их и заставило вспомнить истинные чувства друг к другу. Главные роли блестяще исполнили муза Бергмана Лив Ульман и актер Эрланд Юзефсон.
Сцены из супружеской жизни в исполнении Лив Ульман и Эрланда Юзефсона
В 1975-м Бергман экранизировал собственный спектакль по опере Моцарта Волшебная флейта. Это не только новый этап в кинотворчестве великого режиссера — с середины 1970-х его работы, так или иначе, начинают светлеть — но и признание в вечной любви к театру.
Кадр из Волшебной флейты
В 1976-м Бергман продолжил свои телевизионные опыты и снял фильм Лицом к лицу (он также имеет и киноверсию). Картина рассказывает о женщине-психиатре, которая находится в тяжелейшей депрессии, совершает попытку самоубийства и все глубже погружается в мир собственного отчаяния. Главную роль вновь исполнила неподражаемая Лив Ульман.
Работа над фильмом Лицом к лицу
В 1978-м режиссер попытался еще раз ответить на вопрос, на чем вообще основаны семейные узы, каков механизм их разрыва и, самое главное, может ли у художника быть настоящая семья. Все это отражено в картине Осенняя соната, которая была очень хорошо принята, как в Европе, так и в Америке — ленту номинировали на Сезар и Оскар, также она получила Золотой глобус.
Кадр из фильма Осенняя соната
В основу сюжета картины Из жизни марионеток легла криминальная история о том, как успешный бизнесмен убил проститутку. Этот случай породил размышления режиссера о непознанных глубинах человеческой души, о стремлении каждого человека к пониманию и ужасе, в который приводит одиночество.
Кадр из фильма Из жизни марионеток
Тему рушения семьи Бергман поднимает и в 1982-м — в фильме Фанни и Александр. Эта работа тоже сначала появилась на телевидении, а затем обрела сокращенную киноверсию. Действие картины о детстве, о безвозвратно утекающем времени и, конечно, о семье разворачивается в начале двадцатого века и исследователи видят в истории семейства Экдаль видят начало семейной истории самого режиссера.
Фильм был осыпан премиями, на его сцету — Сезар, награда Венецианского кинофестиваля (приз международной ассоциации кинокритиков), Золотой глобус и несколько Оскаров.
Кадр из фильма Фанни и Александр
Фанни и Александр считается последней крупной работой Бергмана, хотя он снимал и после — в том числе, документальное кино, а также телеспектакли. В 2003-м же вышла лента, которая действительно стала его последней полноценной работой — Сарабанда. Среди картин нового времени, быстро развивающихся технологий и меняющейся моды на кино Бергман, конечно, остался прежним (разумеется, в лучшем смысле).
Он создал неспешную темпоритмически вдумчивую ленту, в которой вновь вернулся к теме семьи и отношений между поколениями. В своей последней работе Бергман проявляет интерес к тому, что всегда считал главным — к человеку, отсекая таким образом все лишнее.
Кадр из фильма Сарабанда
Ингмар Бергман скончался 30 июля 2007 года, через две недели после того, как ему исполнилось 89 лет. Вместе с ним ушла целая киноэпоха. Он повлиял на многих великих мастеров кино, многих из которых, увы, уже тоже нет.
Однако то, что Бергман успел принести в мировое искусство, не умрет никогда.
Ингмар Бергман