Как снимали сериал «демон революции» с евгением мироновым в роли ленина
5 ноября на канале «Россия 1» состоится премьера сериала «Демон революции» от режиссера Владимира Хотиненко с целой россыпью отечественных звезд. Главные роли сыграли Евгений Миронов, Федор Бондарчук и Паулина Андреева, Виктория Исакова, Дарья Екамасова, Максим Матвеев. Продюсерами сериала выступили Александр Роднянский, Антон Златопольский и Сергей Мелькумов.
Как шла работа над амбициозным проектом – читайте в нашем обзоре.
Евгений Миронов об образе Владимира Ильича Ленина: «Я ни у кого ничего не крал»
Образ вождя мирового пролетариата Владимира Ленина сопровождал всех, родившихся в советское время. Исключением не стал и Евгений Миронов. Он рассказал, что у его тети над кроватью висело два портрета: Иисус Христос и Ленин.
Актер вспомнил о том, как еще ребенком увидел вдохновителя Октябрьской революции в Мавзолее.
«Я помню, мы стояли в очереди в Мавзолей. Я приехал из Саратова с папой: зима, холод, пар и это только способствовало ощущению того, что так же было в январе, когда хоронили Ленина. Мы понимали, что опаздываем на поезд в Саратов, папа подошел к милиционеру и говорит: «Неужели вы хотите, чтобы мальчик не увидел его?» Милиционер говорит: «Я?» Мы опаздывали на обратный поезд.
И нас куда-то привели, и я его увидел тогда впервые», — вспоминает Евгений Миронов.
С тех пор прошло много лет… Мальчик вырос, стал именитым актером и получил роль самого Ильича в сериале «Демон революции». Евгений Миронов признался, что немедленно согласился играть, услышав предложение режиссера Владимира Хотиненко и продюсеров Антона Златопольского и Александра Роднянского. Актеру «Демон революции» особенно приглянулся, потому что речь в нем идет о событиях до октября 1917 года. «Эти два года (время действия сериала 1915-1917 годы. – Прим. ред.) – малоизвестные.
Было не так много сведений по поводу того, как он (Ленин. – Прим. ред.) жил, что он ел. Мы находили доподлинно, сколько стоил суп из этой несчастной картошки и так далее», — рассказал Евгений Миронов. Он отметил, что ему было очень интересно исследовать становление революционера: как из увидевшего смерть в раннем возрасте юноши (у Ленина казнили брата) из семьи учителя Владимир Ульянов вдруг превратился в пассионария, готового вести за собой толпу на баррикады.
Евгений Миронов в образе Владимира Ленина
Евгений Миронов не преминул изучить актерскую игру своих предшественников, создававших на экране в разное время образ Ленина: Борис Щукина («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Иннокентия Смоктуновского («На одной планете», «Первый посетитель»). «Я не знаю, как Смоктуновскому удалось сыграть Ильича совсем нежным человеком (Смеется. – Прим. ред.)! Причем очень убедительно, хотя это не имеет никакого отношения к Ленину вообще. Он человек без рефлексии, абсолютно, ему некогда было думать.
Самый нелюбимый автор у него был Федор Достоевский – блевотина рефлексирующая. Убить старуху – это хорошее дело, а дальше – почему надо сомневаться? В общем, у меня он остался свой, я ни у кого ничего не крал», — заявил Евгений Миронов.
Миронов разработал и свой собственный стиль игры. «Я для себя определил, что мне важно сниматься труакар (В переводе с французского это слово означает «три четверти». Специальный термин, которым в актерской среде называют поворот лица или корпуса на три четверти. – Прим. ред.) на камеру, делился этим с Володей (Режиссер Владимир Хотиненко. – Прим. ред.). Были замечательные актеры, как Борис Щукин, которые могли играть в фас.
У меня другие корни – немцев и татар в роду нет (хотя татары есть наверняка). Короче говоря, профиль нужно было держать», — рассказал актер.
Евгений Миронов в образе Владимира Ленина и Виктория Исакова в образе Инессы Арманд
Федор Бондарчук о своей роли в «Демоне революции»: «Этот Парвус жил во мне, будь он проклят!»
О марксисте Александре Парвусе известно мало, несмотря на огромный труд по разоблачению афериста, проделанный в 1917 году журналистом Владимиром Бурцевым. Что же сделал воротила, при этом так искусно оставаясь в тени? Будучи коммерсантом, Парвус хотел «навариться» на всем, включая революцию в России.
Вот такой вот «великий комбинатор», подогревавший революционное подполье во главе с Лениным на денежки немецкого правительства (конечно, не безвозмездно: Парвус рассматривал переворот как выгодную долгосрочную инвестицию).
Поиски Александра Парвуса – чем же обогатить этот образ! – Федор Бондарчук начал с самого доступного источника – Интернета. Но оказалось, что во всемирной паутине материалов шаром покати: были доступны только две фотографии. И тут началась кропотливая совсместная с Владимиром Хотиненко работа над выстраиванием образа. «Если мне добавить побольше мешков под глазами и сделать немного другую конструкцию на голове, то я похож. Парвус был тучный.
Владимир Хотинеко говорит, что мой герой опирался на воздух. Я думаю, что это и впрямь происходило оттого, что он был полный. Это ему помогало физически, не было просто нелепой привычкой.
Потом мы ушли от этого, оставив Парвуса в 1914 году таким по комплекции, какой я есть, а в 1924-м добавили ему веса», — рассказал Федор Бондарчук.
Федор Бондарчук в образе Александра Парвуса
По словам Бондарчука, образ собирали в корзину очень долго, по крупицам. Особенности персонажа пытались буквально выцепить из совсем малочисленных документальных свидетельств. «Мне Владимир Иванович показал одну из фотографий Парвуса. Я сказал, что видел снимок. А режиссер посоветовал обратить внимание на ноги.
Они у Парвуса “косолапые”. Я сказал, что мне это очень нравится, давайте это сделаем, мне это поможет. Появились косолапые ноги», — рассказал Бондарчук. Он постоянно вносил свою лепту в создание образа Парвуса. «Я от петербургских товарищей перенял произношение (что), а не (што), «чтокает» композитор Вдовин, и еще пара моих петербургских друзей.
Я посоветовался с Владимиром Ивановичем. Он предложил найти меру, чтобы не являлось фокусом, не уставать от этого. Появилось чтоканье», — рассказал актер.
«Федор Бондарчук согласился на роль сразу. Но это не означает, что было легко работать. Довольно долго пришлось искать образ, хотя Парвус и вольный персонаж, у которого нет стереотипов.
Мы где-то треть дистанции продирались и пытались найти, в чем его индивидуальность, а не просто придумали жесты и воссоздали тучность. Мы многое перепробовали, от чего-то отказались. Это скрупулезная работа. У Парвуса остались характерные черты – загребание руками, манера говорить очень быстро.
Думаю, в конечном счете образ получился. Мне очень нравится результат», — рассказал режиссер Владимир Хотиненко.
Как поведал Федор Бондарчук, Александр Парвус был «отвратительно пошлым». Поэтому и актер придумал фирменный жест этого героя – оттопыренный мизинец. А на пальчике еще и кольцо с зеленым камнем было.
Федор Бондарчук отметил, что образ прочно прицепился к нему, и вернуться в реальность после такой роли было непросто. «Из Парвуса я выходил месяца полтора. Этот Парвус жил во мне, будь он проклят. И даже во снах был Парвус.
Долго он выходил из артиста Бондарчука, очень долго. Наверное, первый раз такое в моей жизни», — признался Бондарчук. К слову, он рассказал, что в разговорах с Евгением Мироновым они постоянно окликали друг друга: «Парвус!
Ленин! Парвус! Ленин!».
Актер справедливо заметил, что окружающие «диковато» посматривали на него и партнера по съемочной площадке.
Федор Бондарчук в образе Александра Парвуса и Паулина Андреева в образе Софьи Рудневой
Кого сыграли Паулина Андреева, Виктория Исакова и Дарья Екамасова в сериале «Демон революции»
Вроде бы революцией заправляли мужчины, но без прекрасного пола все равно не обойтись. В сериале «Демон революции» можно встретить целую галерею ярких женских образов. Дарью Екамасову Владимир Хотиненко сразу утвердили на роль Крупской. Также режиссер, по его словам, давно хотел поработать с Викторией Исаковой. Ей досталась роль соратницы Ленина Инессы Арманд, которая безответно влюблена в предводителя революции.
А невеста Федора Бондарчука Паулина Андреева сыграла революционерку Софью Рудневу.
«Два заглавных женских персонажа – это Инесса Арманд и Крупская. Тот самый любовный треугольник, про который так много говорят. Понимаете, когда в кадре роскошный актер – это наслаждение: Даша Екамасова, которая сыграла Крупскую, и Вика, которая сыграла Инессу Арманд. Они фантастические актрисы и очень тонко понимают роль. Материала не так много. И как раз на короткой дистанции точно передать образ сложно. Объем женских ролей небольшой.
В основном внимание сконцентрировано на Парвусе. Вообще у нас состав очень мощный. Актерский ансамбль – практически оркестр!» – рассказал Владимир Хотиненко корреспонденту «Вокруг ТВ» подробнее о женских персонажах в «Демоне революции».
Дарья Екамасова в образе Надежды Крупской и Виктория Исакова в образе Инессы Арманд
Немецкий язык в кадре
Да-да, звучит как нонсенс, но в «Демоне революции» мы слышим немецкую речь из уст – вы не поверите! – Федора Бондарчука и Евгения Миронова. Ведь как просить деньги у германского правительства, не зная «мовы»? Не комильфо.
Ни Бондарчук, ни Миронов раньше язык Гете и Шиллера в своем активе не имели. Пришлось запоминать на слух и «поднапрягать» все свои актерские таланты. «Я англоговорящий и немецкий не знаю, не чувствую, и у меня ломается язык в прямом смысле произносить все это. Владимира Ивановича я попросил – не убивайте роль.
Я не смогу на немецком играть, особенно большие монологи», — рассказал о своем первоначальном страхе перед игрой на незнакомом языке Федор Бондарчук.
Дальше события развивались стремительно – от судьбы не уйти. Бондарчуку все же пришлось брать на вооружение непонятную тарабарщину. Причем штурмом. «Я думал о немецком языке.
Владимир Иванович (Хотиненко. – Прим. ред.) любит снимать большими кусками. Потом произошло чудо – Сергей Георгиевич Мелькумов и Александр Ефимович Роднянский (продюсеры проекта. – Прим. ред.) притащили меня в студию и поставили перед Славой Алимовым, прекрасным нашим звукорежиссером, и Хотиненко, потирая руки, ходил, посмеиваясь в ус. Дальше началась адова работа.
Как они это сделали, а я профессионал, который знает все и в постпродакшне, и в продакшне, – не понимаю. Это сшито по буквам. Был вариант найти похожий голос, но наши немецкие консультанты сказали: “Оставьте его”.
После этого я больше времени провел в перезаписи, чем на съемочной площадке», — рассказал Федор Бондарчук.
Евгений Миронов «грыз гранит» немецкого языка не с меньшими трудностями, чем его коллега по съемочной площадке. «У меня ситуация была безвыходная: была одна драматическая сцена (в первой серии, и правда очень продолжительная. – Прим. ред.), где мы должны были решить проблему с немецким языком. Я зубрил, недаром же актерские способности есть. Как всегда на съемочной площадке, ситуации были непредсказуемые.
Эта сцена снималась уже в самый конец смены, оставалось 15 минут пока не зайдет солнце, пойдет дождь или снег. И как я это произносил — не помню. Я вам клянусь.
И потом у меня это совершенно вышибло из головы. Когда на озвучании мне надо было поправить, я не мог понять, как я это тогда сделал», — признался Евгений Миронов.
Федор Бондарчук в образе Александра Парвуса
Где правда, а где вымысел в сериале «Демон революции»
Какой бы фильм или сериал на историческую тему ни выходил – злые языки все равно скажут: все переврали. А создатели «Демона революции» дерзнули даже своих персонажей в реальную историческую хронику вставить. Небольшие вольности автором проекта можно позволить, ведь они и так очень много исторических документов во время работы перелопатили. «Хроники много, у меня что ни кино, сразу хроника.
Но тут есть такая вещь. У нас в картине есть “симулянки”: наши персонажи, вмонтированы в хронику. Например, есть фотография Феди (Федора Бондарчука. – Прим. ред.) встроенная в реального Парвуса.
Мы вмонтирует в хронику Ленина в исполнении Жени Миронова. Мы за стилистическую цельность. Внедрение в хронику может показаться кому-то циничным: как это, вместо настоящего Ленина — Миронов.
Но это как раз и говорит о некоей условности действия», — пояснил свои «игры с документалистикой» Владимир Хотиненко.
Кстати, надо сказать, что Ильича команда проекта «Демон революции» пожалела: он не произносит порожних реплик. Практически все, что в сериале исходит из уст Ленина, составлено на основе его пятидесятитомного наследия. А вот Александр Парвус таким похвастаться не может – письменные свидетельства его существования надо по сусекам скрести.
Теоретические изыскания мы в учет не берем (Парвус закончил Базельский университет в Германии и был доктором наук. – Прим. ред.). На основе научных трудов сценарий не напишешь, не ложится. Поэтому вот за Парвуса сценаристам «додумывать» пришлось, соответственно и попотеть.
Виктория Исакова в образе Инессы Арманд
В «Демоне революции» есть еще одна сценарная ловушка. Тут как в темном лесу – смотри под ноги, а не то нарвешься на хитро расставленный капкан. Вроде бы повествование ведется от лица императорского контрразведчика Алексея Мезенцева (Максим Матвеев), дневники которого якобы рассекретили. Отряхнули их-де от архивной пыли и сразу пустили в кинематографический оборот. Но нет, ребята, не ведитесь.
Мезенцев – один из немногих полностью вымышленных персонажей «Демона революции». Вот это финт ушами от создателей. «Этот следователь нереальный, это тоже симулякр, как встроенный в хронику Ленин», — сделал обескураживающее заявление Владимир Хотиненко.
Команда «Демона революции» обыграла нас в еще одну партейку. Действие в России практически не происходит. На экране Цюрих, Берлин, Копенгаген, Стокгольм – неужели съемочная группа каталась по всей Европе? Все проще – пейзажных сцен в сериале особо нет, поэтому зритель и не заметит еще один подвох.
Все, что он увидит, предстало перед камерой в одном-единственном Будапеште. Можно сказать, что одну из главных ролей в сериале исполнил этот город.
Кстати, режиссер Владимир Хотиненко признался, что планирует создать расширенную версию проекта «Демон революции», а на пока далеком горизонте маячит и вовсе полнометражный фильм.
Кадр из сериала «Демон революции»
Смотрите сериал «Демон революции» с 5 ноября в 21:40 на канале «Россия 1».