Игорь николаев: «рождение дочери вдохнуло в меня новые силы»
Что заставляет мужчину писать стихи и музыку? Любимые женщины! Недавно у композитора Игоря Николаева появилась еще одна – маленькая дочка Вероника.
– Игорь, «Новая волна» переехала из Юрмалы в Сочи. Как вам новое место?
– Везде хорошо по-своему. В Юрмале, безусловно, была своя атмосфера, создававшаяся многие годы. Рядом Балтийское море, пляж… Правда, были и недостатки.
Например, не совсем удобный для проведения больших мероприятий зал. У артистов не было гримерок и элементарных санузлов, очередь в туалет – нормальное явление. Но я люблю Юрмалу, приезжаю туда и сейчас.
– Только ленивый не прошелся по этому конкурсу. Прежде всего в вину ставили отсутствие новых имен.
– Это ошибка! Посмотрите, сколько артистов стали популярными после победы на «Новой волне»: Лазарев, Малинин, Нюша. Этот конкурс дает больше новых имен, чем любой другой.
– Смотрите новые телепроекты?
– Краем глаза. Я не телекритик – рассуждать на эту тему не могу, но вообще телевидение – вещь странная. Сегодня мы с дельфинами плаваем, завтра на шесте с петухами кукарекаем.
Все эти высосанные из пальца проекты призваны хоть как-то привлечь внимание обывателя.
– Всегда ли вы согласны с мнением жюри?
– В том же «Голосе» сидят живые люди. Не будем забывать, что они прежде всего шоумены, демонстрирующие свой богатый внутренний мир. Меня это не раздражает. Хотя, не скрою, мне больше нравилось, когда в кресле сидел Леня Агутин.
Возможно, потому что он мой друг… Честно говоря, не хотелось бы рассуждать о проектах, в которых я не участвую.
Игорь Николаев и Юлия
– Сейчас все говорят о кризисе. Вас это коснулось?
– Я не знаю, что такое кризис. «Я в кризисе. Душа нема. «Ни дня без строчки», – друг мой точит. А у меня ни дней, ни строчек» – вот эта мысль Андрея Вознесенского лично мне близка. А если говорить о снижении доходов и тому подобному, то количество зрителей, например, может варьироваться вовсе не по причине экономического спада. Просто надо честно себе признаться: «Старик, ты стал менее популярным. Выросло поколение, которое хочет видеть других артистов».
В нынешнем туре где-то у меня аншлаг, а где-то и неполный зал. Лет 20 назад я выступал в «Мэдисон сквер-гарден», где накануне пел Стинг. У него зал был заполнен на две трети.
Но это же не говорит о том, что Стинг вышел в тираж!
– Не так давно треть сезона русские артисты проводили на Украине. Вы давно там не были?
– Давно. Пару лет назад мы с Игорем Крутым написали песню для Ани Лорак, поехали снимать клип в Киев. Все еще было как раньше, но ощущение катастрофы висело в воздухе. Что можно сказать?
И это пройдет.
– У вас вышел новый альбом «Линия жизни». Название звучит как подведение итогов.
– Я не боюсь таких слов. Человек не знает, когда закончится его существование. На самом деле в них нет подтекста – так называется песня из фильма «Королева игры».
Услышав ее, я понял, что это про меня. Вообще этот год богат на события. Вышла моя книга «Я люблю тебя до слез». По статистике продаж, она находится в топ-20 в категории «Поэзия». Это приятно. Любая моя песня – часть воспоминаний. Например, «Две звезды» родилась на дне рождения.
Под утро я сыграл ее Алле и Володе Кузьмину. А уже через месяц они поехали с ней в Сан-Ремо… Когда песни спрессовались в один том, я понял, что его и открыть страшно: вся жизнь уместилась в одной книге. Мои слова покажутся странными, но издание книги, выход альбома и концертный тур «подтянуло» рождение младшей дочки.
Появление нового человека – сильный энергетический стимул.
– В 1978-м появилась на свет ваша старшая дочь. Ее рождение тоже ознаменовалось каким-то событием в вашей жизни?
– Именно! В то время я был участником музыкального коллектива рабочего театра. Мы ставили рок-оперу по поэме Евгения Евтушенко «Казанский университет». И 27 октября он приехал к нам!
После спектакля мне приносят телеграмму: «У тебя родилась дочь. Вес 3150»… Кстати, с Евтушенко у меня было три знаменательных встречи. Вторая произошла лет 25 назад.
Мы оказались в одной маленькой цековской гостинице в Красноярске. Наши номера находились напротив, а в центре располагался обеденный стол. Вечером мы вместе поужинали и он прочел стихотворение «Две любви». «Подумай, это могла быть песня», – сказал Евтушенко.
Стихи гениальные, но, на мой взгляд, там явно не хватало эмоционального рефрена. Каждый остался при своем мнении, а наутро я увидел под дверью листок бумаги: «Да, ты прав!» и ниже – четверостишие…
Прошло много лет, и мы встретились с ним накануне дня рождения моей второй дочери. Евгений Александрович все спрашивал, когда же я осуществлю нашу затею. Я не знал, как быть! Мне казалось, что песня женская. «Никаких женщин!
Этот текст про меня, – убеждал Евтушенко. – Каждый мужчина понимает, о чем тут речь, со всеми такое случалось! Ты должен спеть ее сам». И на творческом вечере Евгения Александровича я впервые исполнил наше совместное произведение.
– И все-таки главным событием этого года стало рождение дочери Вероники. Кто выбирал имя?
– Нам нравилось, как оно звучит в сочетании с фамилией и отчеством. Кто-то написал, что у «Песняров» есть песня «Вероника» и якобы она мне очень нравится, поэтому дочь я назвал этим именем. Но если серьезно, это имя я выбрал по другой причине: Вероникой звали женщину, которая подала платок идущему на Голгофу Христу.
Он отер им лицо – так появился Спас Нерукотворный.
– Воспитание детей – процесс сложный, с не всегда предсказуемым результатом. Вы уверены в себе?
– Честно говоря, боюсь вырастить избалованного ребенка. Я убежден, что, кроме личного примера, ничего не работает. Будет папа надменным и самовлюбленным – таким же вырастет и дитя. Однажды в одном элитном спортклубе я наблюдал жуткую сцену. В раздевалке стоял мальчик лет шести и охранник – здоровенный такой мужик. Ребенок оскорблял его как хотел, а тот терпел – работа… Это ужасно! Сейчас общество разделилось на бедных и богатых.
Но надо помнить: сколько у тебя ни было бы денег, обязательно найдутся люди гораздо богаче тебя. Вообще, старшая девочка выросла абсолютно самодостаточной. Надеюсь, и младшая не будет поддаваться никаким дурным влияниям.
– Помните свое самое яркое детское впечатление?
– Я родился в маленьком городе Холмске. Переехать из него в Южно-Сахалинск – со светофорами, автобусами, большой телевизионной башней, цветными телевизорами – было круче, чем впервые оказаться в Нью-Йорке! Позже я переехал в Москву, прямо в самый центр города: наше общежитие располагалось сразу за Большим театром. Но впечатление было уже не таким ярким…
– В то время вы стали работать с Пугачевой…
– Да, и начали сразу с программы к Олимпиаде-80. Кто-то скажет: «Повезло!» Стечение обстоятельств, цепочка встреч может вас вознести или, напротив, придавить. Отрицать не стану: мне действительно повезло.
– Можно как угодно относиться к караоке, но это, несомненно, показатель популярности. Ваши песни поют много и с удовольствием, они есть в караоке на каждой странице меню.
– Раньше были рестораны, сейчас – караоке-клубы. Кстати, одна из самых востребованных композиций – «Я люблю тебя до слез». Мужики в обязательном порядке исполняют эту песню даме сердца.
– Что вы обычно слушаете в машине?
– Новую песню. Почему-то в машине хорошо слышны недостатки. Люблю слушать симфоническую музыку в разных трактовках.
Известнейшая 40-я симфония Моцарта в исполнении Бернстайна и Гергиева будет звучать неодинаково.
Игорь Николаев и Юлия
– А на «живые» концерты ходите?
– Это должно быть действительно что-то стоящее. С удовольствием послушал бы «Реквием» Моцарта в исполнении немецкого хора и Берлинского симфонического оркестра. Но дело в том, что, как ни странно, атмосфера концертного зала мешает мне целиком погрузиться в музыку. Студентами мы в обязательном порядке посещали консерваторию. И почему-то в самых тихих местах, когда музыкант еле брал ноту, нас разбирал жуткий смех.
Тетеньки в буклях или дядьки с волосами в ушах мешали сосредоточиться на музыке. А внешний вид героев оперы вообще может отбить всякую охоту посещать театр.
– Не за горами Новый год. Вы помните самый неожиданный?
– Что называется, из разряда незабываемого. В 80-е годы я работал с Бенни Андерсоном из легендарной АBBA, мы сочиняли кантату для Всемирного молодежного хора ЮНЕСКО. Рождество мы встретили в компании шведской королевской семьи и участников группы АBBА. Под Стокгольмом ждали сани, запряженные оленями.
Нас укутали медвежьими шкурами и повезли. Очутились в большой деревянной избе. Горел камин, стоял огромный деревянный стол, лавки. Никаких вечерних платьев, фраков и смокингов – на всех свитера грубой вязки с оленями.
Из угощений – сладкое гвоздичное пиво и простая деревенская еда: мясо, утка, хлеб. Мы общались, смеялись, пели песни. И так было хорошо, что даже забыли сфотографироваться.
Иногда и сам думаю: может, это был сон? Свидетелей же нет!
Беседовала Анна Абакумова