Екатерина климова: артисты по своей натуре — самоеды
Екатерина Климова — одна из ярчайших актрис современного российского кино, звезда фильмов и сериалов Мы из будущего, Все не случайно, Грехи отцов, Грозовые ворота и многих других. Всего на счету Климовой несколько десятков ролей в кино и на телевидении. И это при том, что у актрисы трое детей!
Кроме того, Климова почти всегда безупречна на красных дорожках (неслучайно она постоянно попадает в наши рейтинги лучших образов). Словом, Екатерина интересна со всех сторон. Потому SPLETNIK.RU решил порадовать своих читателей эксклюзивным интервью с замечательной актрисой.
Мы побеседовали с ней о семье, красоте и, конечно же, о творчестве.
У вас множество проектов, интересных ролей. А какое кино вам самой нравится? Какие фильмы вас впечатлили в последнее время?
Ох, неправильно актрисе говорить, что у нее нет времени на кино, но, к сожалению, этим летом я – сапожник без сапог. Снимаясь сразу в трех картинах в трех разных городах, я делю время между съемочной площадкой, гостиницей и самолетами. Ни на что другое времени просто не остается.
Вы скажете, что можно было бы посмотреть на iPad е в перелетах, но тут я крайне консервативна – считаю, что хорошее кино можно и нужно смотреть только в кинотеатрах.
Последний раз, когда я смогла себе позволить утолить киноголод, был в феврале. Месяц выдался свободным, и я поставила себе цель отсмотреть всех номинантов на Оскар. Я в восторге от этих фильмов.
Даласский клуб покупателей, Август, Волк с Уолл-стрит, Афера по-американски, Жасмин, Она, Гравитация — все картины, которые мне удалось посмотреть, произвели на меня впечатление. И очень жаль, что многие из номинантов не получили премию – по мне, они все достойнейшие.
Если выбирать только один фильм, затронувший больше всего, то я бы назвала Жасмин с Кейт Бланшетт. Недаром ее отметили Оскаром в этом году. Это такое чисто женское кино, причем для женщин моего возраста. Но самое поразительное, что снял его почти 80-летний мужчина.
Поразительно, как Вуди Аллен может чувствовать женщин и рассказывать про них.
Вы снимаетесь уже 15 лет. Изменилась ли за это время киноиндустрия, условия работы, возможно, даже подход к актерской профессии?
Очень многое изменилось в российском кино за эти 15 лет. И, на мой взгляд, к лучшему. Радует как наличие хороших картин российских режиссеров в последнее время, так и наличие работы у меня как у актрисы.
Работы стало много и работы очень интересной.
В последние несколько лет стало очевидно, что работа актера над фильмом не заканчивается на съемочной площадке. Фильм, если он претендует на широкое зрительское внимание, важно еще правильно подать и продать. Не стоит стесняться этого слова. Голливудом доказано, что лучше всего это делают актеры, звезды того или иного фильма. Фотосессии, интервью, премьеры, фестивали, красные дорожки – все это нужно, все это не просто так, не ради актерского тщеславия. И этому нигде не учат.
Мне кажется, что в театральные институты нужно добавить новый предмет или факультатив: как нужно выходить на красную дорожку, в чем, как правильно фотографироваться и как правильно готовиться к этому.
С годами ты, конечно, сама приходишь к тому, что надо не только надеть что-то на себя, и не сарафан, и не самой накраситься… Необходимо обратиться к профессионалам, но это еще не все. Ведь в созданном образе надо и сфотографироваться, принять нужную позу, словом, понять, что ты выходишь на дорожку – и это тоже часть твоей работы.
Сейчас я это понимаю, а 10-15 лет назад – нет.
Нас этому не учили, и сегодняшних дебютанток тоже не учат. Поэтому так часто, наверное, и смеются у вас на SPLETNIK.RU над многими российским кинокумирами.
Мне совсем не сложно самой накраситься, причесаться и одеться, но если дело касается важного мероприятия – фестиваля или премьеры, то рецепт один – нужно доверять профессионалам. Благо они у нас есть!
15 лет назад не было еще такой профессии стилист, который правильно соберет образ, не было профессии пиарщик, который правильно выстроит отношения с прессой, как не было и отечественных модельеров, готовых специально шить именно для тебя платье и именно для этого мероприятия. Долгие годы я собирала свою команду и очень рада, что эти люди существенно помогают мне делать ту Екатерину Климову, которую вы видите на страницах журналов и на вашем сайте.
Есть ли в вашей карьере работы, которыми вы особенно гордитесь, и те, о которых сожалеете?
Наверно, не мне об этом говорить. И точно – не мне жаловаться. Слава богу, у меня есть работа, ее много, и она интересная. И есть шанс, что, наверное, появится когда-нибудь то, чем я буду долгие-долгие годы гордиться по-настоящему.
Сейчас у меня есть какие-то свои внутренние рейтинги, но мне бы не хотелось их озвучивать.
Артисты по своей натуре — самоеды. И, безусловно, я трачу какое-то время на то, чтоб найти в каждой своей работе недостатки и недоработки.
Интересно фраза про самоедов… А как именно вы анализируете свои работы? Например, смотрите уже готовые фильмы, чтобы находить ошибки, или наоборот – подмечать, что какой-то эпизод удался?
Лично мне, как правило, уже на озвучании становится все ясно. Редко, когда я ошибалась или придумывала то, чего нет. В принципе, почти все понятно про будущий фильм, даже на той стадии, когда нет еще музыки и окончательного монтажа.
Могу больше уже и не пересматривать свои фильмы.
У меня в прошлом году было много премьер, а я, не поверите, не смогла посетить только одну –работа не позволяла. Но я должна признаться, что редко смотрю свои фильмы. Могу, если случайно по телевизору попадаю.
И прихожу на премьеры тоже не для того, чтобы посмотреть свои фильмы, а больше для профессионального общения.
Ведь премьера для артиста – это, скорее, праздник, повод вновь встретиться с коллегами, привлечь внимание к фильму, а отнюдь не возможность критически пересмотреть и оценить свою работу.
С какими режиссерами вам было комфортнее всего работать?
В кино, безусловно, у меня есть, если можно так сказать, крестный отец – Андрей Игоревич Малюков, которого я очень люблю. Он доверяет мне новые роли почти во всех своих картинах: Грозовые ворота, Мы из будущего, Побег, Матч, Куприн и Распутин, который должен выйти на экраны осенью.
Роль в Распутине — особенный опыт для меня. Впервые я играла не вымышленного персонажа, а реально существовавшего в истории, причем совсем не так давно. Еще и ста лет не прошло с тех событий. И хотя при подготовке к такой роли обращаешься к каким-то литературным источникам, дневникам, к письмам людей, все равно создаешь художественный образ.
И мы снимаем не документальное кино. В нашей работе есть место фантазии и трактовке, и важно соблюсти правильный баланс.
Окончив училище имени Щепкина, вы сразу попали в Театр Российской Армии. Потом играли в антрепризе, сотрудничали с разными театральными проектами. Какие отношения с театром у вас сейчас?
Прекрасные! Я работаю в антрепризе. Но антреприза антрепризе рознь.
Так получилось, что сейчас я работаю только в спектаклях, которые поставил один режиссер, Сергей Алдонин. Спектакль Боинг-Боинг, который живет уже больше 10 лет, мы до сих пор играем с большим успехом и, надо сказать, с таким же удовольствием.
В прошлом году Сергей поставил Заговор по-английски по комедии французского драматурга Эжена Скриба Стакан воды. Прекрасный спектакль, я очень люблю этот жанр. Ну и третья наша работа — Мастер и Маргарита.
Так что у меня театр одного режиссера на данный момент.
Спектакль Мастер и Маргарита в постановке Алдонина существует уже много лет. Я ввелась на роль Маргариты совсем недавно. Мне вообще это не свойственно. Стараюсь не вводиться на роли в спектаклях, которые кто-то играл до меня.
Но это совершенно особенный роман и совершенно особенная постановка, которая, как мне кажется, будет жить, когда сменится уже не одно поколение артистов.
Что-то Сергей там угадал И Маргарита тоже в мою жизнь пришла в тот правильный момент и в том возрасте, когда я прямо понимаю, что, зачем и почему. Не уверена, что правильно сыграла бы ее еще лет 10 назад.
У ваших детей есть творческие задатки, или они предпочитают другие занятия? Возможно, вы уже видите Елизавету, Матвея и Корнея в каких-то профессиях. Какого будущего вы бы хотели для них?
Лиза сейчас увлечена театром. Она ходит в театральный кружок. Замечу, что она сама это выбрала, безо всякого понукания с моей стороны. Я была очень удивлена, когда пост-фактум узнала, что она записалась на занятия театром.
И я страшно гордилась дочерью на ее первой школьной премьере.
Но мне кажется, что сейчас это не главное. Я все-таки больше в данный момент слежу за тем, чтобы они учились. Я настаиваю на каких-то вещах, которые непосредственно связаны с учебой, контролирую и вмешиваюсь именно в учебный процесс.
Все их увлечения – хип-хоп, шахматы, бокс, театральные кружки – это именно увлечения, как и должно быть в их годы. Придет время, и они сами сделают правильный выбор. Но я как мать строго отслеживаю лишь то, чтобы они получили полноценное базовое образование, тот основной набор школьных знаний, без которого в жизни никуда.
Я это действительно очень строго контролирую. А загадывать, кем они станут, пока рано.
Часто актерам приходится работать в сложных условиях – по много часов, на жаре или в холоде, во время болезни и так далее. Наверняка после напряженных съемок требуется особый отдых, а женщине – еще и уход за собой. Какой именно? Как вы поддерживаете тело в правильном тонусе, чтобы быть готовой к съемкам?
Как советуете восстанавливать кожу после стресса, грима, прожекторов и прочего?
Тут вы правы, тело и лицо артистки – это ее рабочие инструменты. Они должны быть в порядке. И если следить за собой, и я сейчас не только о фигуре, уход должен быть регулярным.
Увидеть проблему и решать ее экстренными мерами – уколами, подтяжками и прочим — это не про меня. Я много лет хожу к одному и тому же косметологу Елене Старостиной. Если появляется свободный день, то сразу к ней.
Ибо доверяю ей во всем.
Что касается спорта, то не могу сказать, что я активный посетитель спортзалов, а вот бассейн – это мое. Минимум два раза неделю мне надо проплыть по паре километров. Но семья-то большая, детей на спорт водить надо, так что спортзал, совмещенный с бассейном – это самое правильное.
Живем мы за городом, и наличие рядом любимого клуба стало для нас реальным спасением. Ходим туда уже очень давно.
А если выдается пара свободных часов в городе, то хожу поплавать в уникальный спортзал в Сити, на последнем этаже одного из небоскребов — у них потрясающий бассейн с замечательным видом на весь город с высоты 61-го этажа. Красота!
Сейчас для меня это самый оптимальный вариант — приехала, когда смогла, поплавала, отпустила все проблемы… Я это называю спортивным самолечением.
Что для вас счастье? Есть ли составляющие, без которых ощущение счастья невозможно?
Мне кажется, человек иногда может быть просто счастлив, даже если у него нет никаких причин. Я могу честно сказать, что я учусь быть счастливой. Ведь счастье – это то внутреннее состояние души, которое лишь иногда тебя посещает.
Ты же не можешь всегда быть в этом состоянии, иначе оно обесценивается. Но вот ловить и дорожить такими мгновениями – можешь и должен. Вот этому я учусь.
Хотя, знаете, попробую ответить одним предложением: счастье – это один из фильтров, через который человек смотрит на жизнь.