«Чудотворец», или битва экстрасенсов и сочувствующих за кадром
На минувшей неделе завершился сериал «Чудотворец», который вызвал резонанс и волну обсуждений в СМИ. Выступили и Анатолий Кашпировский с Аланом Чумаком, которые увидели себя в этой телеэпопее. Подвергся критике и любовный треугольник, и много чего еще. Вообще фильмы не документального, а игрового жанра — это все же художественное произведение, то есть вымышленное, воспроизводящее действительность в эстетических образах, с элементами артистизма.
Создатели «Чудотворца», собственно, на этом и стоят, что их герои не имеют реальных прототипов и история вымышленная. Неслучайно и имена героев вовсе не Кашпировский и Чумак. И одна женщина на двоих в исполнении Оксаны Фандеры — это тот самый артистический элемент, который нужен для обострения конфликта между героями и пущего драматизма, чтобы, собственно, нам, телезрителям было интересно смотреть.
В общем, это тот самый вечный спор, который вызывает любое художественное произведение, основанное на реальных событиях или хотя бы как-то на них намекающее. Когда якобы прототипов уже нет в живых, то у них всегда найдутся защитники, которые и сами там не были, «мед да пиво не пили», но мнение свое имеют. Но в «основанном на реальных событиях» ведь главное слово — «основанное»… Режиссер может взять за основу реальную историю, чтобы показать то, что хочет показать.
Лично для меня «Чудотворец» — это больше сериал об эпохе, а противостояние двух экстрасенсов, скорее, примета того времени. Казалось бы, пунктиром проходят рынок, рэкет, Горбачев по телевизору, захват самолетов и многие другие символы 90-х, но они рисуют картину мира — того мира.
В конце 80-х, когда верить в светлое будущее уже не получалось и надежды на то, что оно наступит, уже не осталось, людям хотелось верить в чудо. Те, кто почувствовал дух времени, собирал полные залы и давал людям то, что они хотели. Разговоры о сверхъестественном опустим. Все-таки, на мой взгляд, сериал не об этом и не в этом жанре. Показан вечный конфликт антагониста и протагониста, характерных для того времени. Федор Бондарчук играет злодея, как дышит.
Филипп Янковский просто прекрасен в роли протагониста: в меру герой, в меру блаженный, в меру человек со своими слабостями. Героиня Оксаны Фандеры лично для меня не раскрылась — ее мотивы и характер так и остались тайной за семью печатями.
Финальный аккорд был, скорее, как дань жанру: надо же было поставить хотя бы многоточие в конфликте антагониста и протагониста. Режиссер, в принципе, все сказал. И фраза «Я не знаю» из уст героя Янковского звучит, как режиссерское: «Я не знаю, что вам еще сказать». Сегодня тема магического, экстрасенсорного, сверхъестественного и т. п. по-прежнему живее всех живых и на экранах телевизора, и в жизни. Цифра 15 — а именно столько уже сезонов у «Битвы экстрасенсов» — говорит сама за себя.
Появление «Черно-белого» на Первом канале. Да, никто не забыт и ничто не забыто. Аудитория, взращённая тогда, в конце 80-х, на сеансах Кашпировского по телевизору, сегодня по-прежнему верит в чудо.
Для молодой же аудитории «Битва экстрасенсов» — всего лишь развлечение, и возводить в культ она никого не собирается. Герои времени уже другие.
Алина Бавина