Андрей ургант: «я каждый новый год приезжаю к маме»
Актер Андрей Ургант сыграл одну из главных ролей в новогодней лирической комедии «Мамы-3». Мы расспросили Андрея Львовича, как у него складываются отношения с его знаменитой мамой, не обижается ли он на шутки сына с экрана телевизора в свой адрес и какие у него самые яркие детские воспоминания о празднике Новый год.
— Андрей Львович, вы давно не снимались в полном метре: фильм «Моя безумная семья» Рената Давлетьярова, в котором вы сыграли одну из ролей, вышел три года назад. Почему была такая пауза в съемках ? не было интересных предложений? И чем вас привлек фильм «Мамы-3»?
Почему вы согласились сыграть в нем?
— Я очень благодарен Ренату! Четыре года назад он позвонил мне посреди ночи и сказал, что у него есть роль для меня. В случае моего согласия он готов был утвердить меня без проб. Я прочитал сценарий — он мне понравился. Может быть, в фильме не все получилось так, как мне хотелось бы, но я же не истина в последней инстанции.
Люблю эту роль. А что касается паузы — так все зависит от предложений. Занятость актера зависит от спроса на этого актера. (Улыбается.) Значит, пока не возникает такой спрос.
Фильм «Мамы-3» заинтересовал и составом участников. Меня заманил тот факт, что Гарик (Гарик Харламов. — Прим. ред.) будет играть моего сына. Правда, мы отказались от очков. В жизни он носит квадратные очки, как у меня: если бы мы были в одинаковых очках, были бы абсолютно похожи! Ни у кого бы даже не возникло сомнений, что он мой сын.
Тем более что к Гарику я по-человечески очень хорошо отношусь.
Андрей Ургант с режиссером фильма «Мамы-3» Георгием Малковым и экранным сыном Гариком Харламовым
Самым главным в этих съемках была удивительная атмосфера. Мы все собрались без гонора и фанаберии. Все — нормальные люди, которые хорошо делали свою работу. Было очень спокойно и забавно принимать участие в этом проекте.
И я доволен тем, что мне предложили эту роль.
— «Мамы-3» ? комедия, и наверняка за кадром осталось много смешных ситуаций и курьезов. Можете вспомнить какие-то самые забавные случаи на съемочной площадке фильма?
— Вот так, чтобы мы расхохотались в кадре или было что-то такое забавное, не припомню. Еще раз повторюсь, главное, что было, — это атмосфера: все с симпатией относились друг к другу.
Что касается жанра комедии. Понимаете, рассмешить гораздо сложнее, чем симулировать какую-то серьезную тему, чтобы все всплакнули. Можно показать войну, человеческие горести, несчастную любовь — и все будут плакать. Это первая сигнальная система. А вот рассмешить могли единицы за всю историю мирового искусства и кинематографа.
Это умели делать Чаплин, Райкин… Я был бы горд, если бы зрители, которые посмотрят наш фильм, улыбнулись и рассмеялись.
— Фильм «Мамы» о мамах, об отношениях с ними. Как у вас складывались отношения с вашей мамой в детстве, в юности? Как складываются отношения сейчас?
— Мне очень повезло родиться у такой мамы, и мы с ней очень близки.
— В программе Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» вы сказали, что без мамы не представляете своей жизни. Скажите, пожалуйста, какие важные жизненные уроки вы получили от нее?
— У мамы есть одно удивительно качество: она умеет прощать людей даже за чудовищные гадости, которые ей когда-либо делали в жизни. Она умеет взмахнуть своими ресницами и простить. Думаю, это главное, что я унаследовал от нее. Я вполне усвоил этот урок: никакой мести не существует на этой земле, нельзя отвечать злом на зло — надо просто закрыть глаза.
Конечно, это не рецепт, и каждый волен поступать так, как считает нужным. Гамлет, например, решил мстить. Чем это закончилось, вы помните, поэтому я мстить не буду.
— В одном из интервью вы сказали, что вам поступают сомнительные предложения: например, приглашали сыграть гомосексуалиста. Вы сказали, что сами-то к этому лояльно относитесь, но вот мама, увидев вас на экране в этой роли, может не так понять. Получается, ее мнение влияет на выбор ролей?
— В этом нет ничего сомнительного: просто такая роль. Артист должен играть то, что ему поручают. Но в данном случае что-то меня остановило. Да простят меня люди нетрадиционной ориентации, хотя я лояльно ко всему отношусь и не осуждаю. Просто тот эпизод был написан очень ярко и «жирно»: голые в ванне они вишенками кормят друг друга… Это было выше моих сил. Тем более что эту роль мне предложили мои друзья, и было сложно отказать им.
В итоге сыграл один очень хороший актер, и у него великолепно получилось. Ролан Быков, которого я очень люблю сказал как-то: «Господа артисты, надо учитывать ситуацию и стараться быть честными в этих странных нынешних условиях, стараться исполнять свой актерский и профессиональный долг». Ему это прекрасно удавалось, и я запомнил эту фразу.
Всегда надо искать что-то, будь то боевик или полицейские «стрелялки». Те же Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне ведь сделали карьеру. Они не получили «Оскара», а весь мир у них в поклонниках.
Мама всегда говорила, что, пока предлагают, надо соглашаться, потому что может наступить такой момент, когда перестанут приглашать. Поэтому с мамой я советовался только по поводу конкретной работы. Но я все-таки не на все иду и от много отказываюсь.
— Есть ли в вашей фильмографии роль, за которую вам стыдно перед мамой, или за которую она вас раскритиковала?
— Такой роли нет. Есть роль в театре, за которую мне стыдно. Не потому, что я плохо сыграл, просто это было поперек моей души. Я не хотел этой роли. Это была роль Саяпина в «Утиной охоте», и она была мне не близка.
А я всегда стараюсь найти зацепку: тогда мне сразу становится забавно и интересно.
— Андрей Львович, быть сыном знаменитой матери ? это тяжелая ноша или большая удача?
— И то и другое. В 13–15 лет мне каждый день приходилось доказывать, что я не зря родился у такой мамы. Потом моему сыну Ивану приходилось доказывать, что он не зря родился у этого папы и тем более у этой бабушки.
Это работа — она ко многому обязывает, и есть планка, ниже которой наша семья не может опуститься просто по определению.
— Смотрите ли вы программу «Вечерний Ургант»? Как относитесь к тому, что в названии шоу — фамилия Ургант?
— Да, смотрю. Мне вдвойне повезло родиться между знаменитой мамой и знаменитым сыном. Я являюсь переходным звеном между этими двумя абсолютно талантливыми людьми и надеюсь, что я тоже их не опозорил. (Улыбается.) Если честно, я получаю огромное удовольствие от того, что моя мама — знаменитая артистка, а мой сын — телеведущий.
Но самое главное то, что он порядочный человек.
— Как вы относитесь к шуткам сына насчет вас? Иван ведь достаточно часто в эфире отпускает шутки в адрес отца, то есть вас.
— Бьет — значит любит! И я его обожаю!
— Фильм «Мамы-3» выходит накануне Нового года. Есть ли в вашей семье новогодние традиции?
— Это новогодняя сказка, и, как все сказки, она должна быть позитивной и положительной, с большим количеством узнаваемых вещей, которые понятны каждому. Каждый Новый год я приезжал к маме. И сейчас стараюсь соблюдать эту традицию.
— Какие у вас самые приятные воспоминания, возможно, детские, об этом празднике?
— Я общался с детьми актеров и музыкантов, детьми элиты, можно сказать. Рядом с Петербургом есть знаменитый дом отдыха творческих работников «Комарово». И однажды мы с Борей Гребенщиковым (а было нам лет по 15, и были мы сорванцы еще те) в этом самом Комарово решили, что, как только все уже выйдут из-за стола, мы наворуем шампанского и закусок и посидим как взрослые.
Так и сделали! (Смеется.) Тот вечер мне очень запомнился.
— Что пожелаете нашим читателям?
— Я хочу пожелать вам, дорогие зрители, быть разборчивыми, потому что от вашего мнения очень многое зависит. Будьте строже! Счастливого праздника!
Смотрите фильм «Мамы-3» в кино с 25 декабря.