10 Лучших фильмов станислава говорухина
Станиславу Говорухину было 82 года. По предварительным данным, режиссер умер от острой сердечной недостаточности. Но близкие и друзья постановщика говорят о том, что он на протяжении долгого времени сражался с тяжелой болезнью.
Из-за плохого самочувствия Станислав Сергеевич в этом году впервые за очень долгое время пропустил «Кинотавр»: вместо того, чтобы традиционно приехать на фестиваль, режиссер прислал письмо, в котором обратился ко всем кинематографистам и пожелал им раскрыть свой дар и снять свое собственное кино, – то есть сделать так, как всегда делал он сам.
Говорухин был дважды женат. В браке с первой супругой – красавицей Юноной Каревой, у режиссера родился сын Сергей, который пошел по стопам отца и стал режиссером. К прискорбию, он скончался в возрасте 50 лет, оставив отцу двоих внуков и внучку.
Со второй женой – Галиной, режиссер прожил больше пятидесяти лет. Но дети в этом счастливом браке так и не появились. Именно Галина, так же, как и супруг, работавшая в кино, сейчас принимает многочисленные соболезнования от друзей и коллег постановщика.
Станислав Говорухин сумел завоевать особую любовь публики, хотя судьба и не предвещала ему славы. Будущий режиссер рос в настоящей нищете, без отца (Говорухин даже не знал, что его родитель был репрессирован, поскольку мать скрывала этот факт, боясь за себя и детей). Тем не менее, именно мать Говорухина сумела в одиночку поднять и Станислава, и его старшую сестру Инессу, и даже обеспечить детей высшим образованием.
Станислав Говорухин в молодости
Примечательно, что первоначально Говорухин окончил геологический факультет Казанского госуниверситета. Кино затянуло Станислава Сергеевича по чистой случайности. Друзья пригласили его работать на Казанскую студию телевидения, где молодому человеку пришлось выполнять обязанности режиссера, оператора, редактора, ведущего и автора текстов.
В 1961 году Говорухин переехал в Москву, а уже в 1967 году с отличием окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Станислав Сергеевич уже на заре своей карьеры работал с настоящими легендами эпохи – Владимиром Высоцким, Роланом Быковым, Арменом Джигарханяном, Людмилой Гурченко. Говорухин успел снять фильмы практически всех жанров – от камерной драмы до детского приключенческого фильма, от мелодрамы до «интеллектуальной» комедии.
Говорухин внес огромный вклад в развитие отечественного кинематографа и немало способствовал тому, что именно его фильмы стали определять облик индустрии на протяжении целых десятилетий. О лучших картинах Станислава Сергеевича, многие из которых уже стали классикой, – читайте в нашем обзоре.
«Вертикаль»
Первый же фильм Говорухина – «Вертикаль» – принес известность и популярность не только молодому режиссеру, но и исполнителю главной роли Владимиру Высоцкому. В этой ставшей культовой ленте про альпинистов (стоит отметить, что Станислав Сергеевич и сам был заядлым любителем скалолазания) прозвучало сразу несколько авторских песен Высоцкого, которые мгновенно стали шлягерами – самым известным, конечно, «Если друг оказался вдруг»…
Кадр из фильма «Вертикаль»
«Место встречи изменить нельзя»
С Высоцким Говорухин сотрудничал и позже: на съемках многосерийной картины «Место встречи изменить нельзя». Персонаж барда – оперативник Московского уголовного розыска Глеб Жеглов – стал одним из самых культовых героев в отечественном кинематографе. За эту роль Высоцкому посмертно была присуждена Государственная премия СССР, а Говорухин новой работой лишь укрепил свои позиции в советском кино.
Фото со съемочной площадки фильма «Место встречи изменить нельзя»
Экранизации зарубежной классики: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят»
За несколько лет до «Места встречи» Говорухин по роману Даниэля Дефо снял приключенческо-драматическую ленту «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», главные роли в которой сыграли Леонид Куравлев и Ираклий Хизанишвили. А уже в восьмидесятых вышло еще два приключенческих фильма по ставших классикой книгам, – трехсерийный «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и семисерийный «В поисках капитана Гранта». В 1987 году вышла еще одна экранизация – на этот раз Говорухин взялся за «Десять негритят» Агаты Кристи, при этом сохранив пессимистический характер романа британской писательницы.
Кадр из фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
Экранизации произведений русских писателей: «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «Конец прекрасной эпохи»
Еще позже Станислав Сергеевич перешел на русскую литературу и снял «Ворошиловского стрелка», поставленного по роману Виктора Пронина. Фильм многие критиковали за романтизацию самосуда. Затем последовала основанная на повести И.Грековой картина «Благословите женщину», открывшая массовой публике Светлану Ходченкову, а в 2015 году вышла последняя картина Говорухина «Конец прекрасной эпохи», основанная на рассказах Сергея Довлатова.
Одну из главных ролей в черно-белой ленте снова сыграла Ходченкова, компанию которой составили Иван Колесников, признанный на национальной премии «Ника» «открытием года», и Федор Добронравов. Говорухина тогда снова изрядно раскритиковали – за слишком поверхностное изображение времени и героев, но, тем не менее, картине удалось собрать целый ворох престижных наград, в том числе четыре «Золотых орла» и четыре «Ники».
Кадр из фильма «Конец прекрасной эпохи»
«Weekend»
Одной из поздних работ Говорухина также стал фильм в жанре нуар «Weekend». Назвать его полноценной экранизацией нельзя, хотя сценарий, написанный самим Станиславом Сергеевичем и адаптированный под современность, опирается на роман французского писателя Ноэля Калефа «Лифт на эшафот». Картина открывала «Кинотавр» в 2013 году, но в широкий прокат попала на полтора года позже – осенью 2014 года.
Главные роли в картине сыграли Максим Матвеев (его персонажу пришлось столкнуться со сложной моральной дилеммой), Виктор Сухоруков и Юлия Пересильд, а саму ленту публика признала интересным киноэкспериментом и номинирована на множество статуэток «Ника».
Кадр из фильма «Weekend»