Зимняя олимпиада закончилась, а «корабль» приплыл
Трудно охватить в одном обзоре все телевизионные события недели: яркая зимняя Олимпиада, набравшая победный накал к финалу; стремительно меняющаяся ситуация на Украине, которая расколола аудиторию на два непримиримых лагеря; незаметно на этом фоне вышедшие юбилейные передачи об Олеге Янковском и Любови Успенской; новые выпуски «Пусть говорят» и соловьевских «Вечеров»; завершение первого сезона нашумевшего сериала «Корабль»… Оставим политикам политическое. Остановимся в обзоре на двух субъективно выбранных автором событиях — закрытии Олимпиады и завершении сериала «Корабль», — не претендуя на истину в последней инстанции.
До свидания, наш ласковый Миша, а также Заяц и Леопард! Закончились зимние Олимпийские игры в Сочи. Грандиозное закрытие в воскресенье на Первом канале добавило мужскому празднику изрядную порцию адреналина.
Дрогнули скептики и критики, скатилась прощальная слеза из глаза гигантского медведя — преемника знаменитого талисмана московской Олимпиады-80, погас олимпийский огонь, взорвался роскошным салютом город-победитель.
А мне вспомнился далекий июль 2007 года, жаркая сочинская ночь, вездесущие цикады и одуряюще пахнущие левкои, музыка с открытых концертных площадок и напряженное ожидание, которое мешало заснуть целому городу. Помню, мы ждали, но до последнего не верили в победу сочинской заявки в Гватемале. Сидели, свесив ноги в густую антрацитовую воду, смотрели на лунную дорожку и шутили про снег, который придется импортировать из Сибири.
Ждали решения к полуночи, а пришло оно аж в три часа ночи. Надо было видеть, как обнимались незнакомые люди, как срывали голоса криками: «Ура! Мы победили!», и этот ликующий гул перемежался гудками сигналящих машин.
Салют устроили такой, что ночь превратилась в день. Гремело и расцветало огнями до самого утра. Следующий день даже объявили выходным для охрипших и невыспавшихся сочинцев…
Но вернемся к церемонии закрытия Олимпиады-2014, которая, по словам Константина Эрнста, стала попыткой посмотреть на русскую культуру глазами иностранца. Воплотить этот взгляд извне был приглашен знаменитый итальянский режиссер Даниэле Финци Паска.
К девочке Любе добавилась девочка Валя (Валентина Терешкова) и мальчик Юра (Юрий Гагарин). Видимо, всех объединила тема полета, хотя представление и так получилось настолько зрелищным и самодостаточным, что обошлось бы и без заботливо предложенных костылей для связки сюжетных линий. Слегка затянули, на мой взгляд, барабанщики, хотя исполнили номер виртуозно.
Детский хор под управлением Валерия Гергиева тысячей голосов грянул российский гимн, и это было трогательно и человечно. Неожиданно русскую живопись представлял Шагал со своими парящими перевернутыми персонажами. Выбор художников немного озадачил, хотя и порадовал: Лентулов, Малевич, Кандинский… Похоже, шедевры из запасников прокладывают дорогу к массовому сознанию.
Наконец-то (видимо, после 13 золотых и безоговорочной победы России) решились добавить юмора в заключительное торжество: обыграли тему нераскрывшегося кольца. Плотный хоровод вился ручейком и в результате образовал копию олимпийского конфуза. Зал весело аплодировал.
Очень эффектно подана тема русской музыки: выехавший на печи Денис Мацуев играет Рахманинова. Шестьдесят четыре рояля кружатся по арене, напоминая сцену из фильма Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте».
Несколько в лоб, на мой взгляд, отыграна тема «Россия — самая читающая страна», хотя среди портретов классиков неожиданно видим Марину Цветаеву, что отрадно и многообещающе. Цирковое представление великолепно — по стилистике сродни спектаклям Цирка дю Солей: «Танцует лошадь краковяк, плюмаж искрится, Под самым куполом смельчак в ракете мчится», как пел Юрий Никулин.
Абсолютно безошибочно выбрана финальная тема из фильма «Свой среди чужих…» Эдуарда Артемьева — тут не только у плюшевого электронного талисмана слеза заискрится. И наконец тысячи огней невиданной красоты фейерверка. Салют победы.
Мощный заключительный аккорд в долгой, длиной в семь лет, непростой, но оптимистичной истории, которая началась теплой июльской ночью далекого уже 2007-го.
Теперь перейдем к «Кораблю». Двадцать шесть серий. Напомним суть интриги: в то время как учебная яхта с курсантами на борту находится в открытом море, на суше происходит неудачный запуск адронного коллайдера.
В результате взрыва все материки уходят под воду, и люди на этой яхте оказываются последними представителями цивилизации. Об этом судовой врач Ксения (Юлия Агафонова) сообщает по обыкновению небритому и глядящему внутрь себя капитану Громову (Дмитрий Певцов). Хорошо, что не все смотрели «Даун Хаус», иначе вспомнили бы: «Я видел карту, Дмитрий! Вот там Америки НЕТ!»
Сериал «Корабль»: все секреты от А до Я
Если бы не знала, что это переложение испанского «Ковчега», подумала бы, что Роман Курцын, Дмитрий Певцов и другие поселились в «Доме-2» и выехали на морскую прогулку, чтобы построить свою любовь. В сериале на известие о конце света реагируют довольно прохладно, зато по поводу однообразного меню пару раз пытаются устроить Майдан.
Вообще же ребята славные: Вика считает себя секси, легко ставит подножки подругам по купе и никак не определится, кого соблазнить; опереточный злодей Герман (Илья Любимов) гадит рисом в двигатель, магнитом оглупляет приборы и крутит амуры с капитанской дочкой (Ирина Антоненко). Лучшие люди района. Дочка, кстати, красивая, не зря Мисс России, но тоже в метаниях — к умным или к красивым? Доктор Ксения нацелилась на Макса (Роман Курцын).
По секрету скажу: Роман — хороший актер, он умеет слова говорить, а не только прыгать воду ласточкой и заниматься культуризмом. Его чуть не утопил Герман в начале морского путешествия, и, похоже, не утопит. Значит, суждено мне смотреть их злоключения еще пару сезонов.
Капитан никак всю эту компанию унять не может: его приказы «Дом-2» обсуждает и не выполняет — хоть желваками играй, хоть голос надсаживай. Какая-то казачья вольница под парусами, недовольная переменой блюд.
Восстание камчатских крабов, атака птиц, бешеные пчелы размером с хомяка — непременные атрибуты подобного жанра, но в «Корабле» они похожи на очаг Папы Карло, нарисованный на стене. Да я бы даже простила, если бы корабль плавал в тазу, если бы мне дали живых людей с чувствами, обаятельных героев и хорошие диалоги. Можно тогда даже без кубиков пресса и идеальных форм. Приятно, конечно, когда юные девы в шортиках по лесенкам бегают, а мальчишки мышцой играют, но конец света все-таки обязывает…