Вера глаголева для spletnik.ru: две женщины, российское кино и оскар
Веру Глаголеву уже давно не увидишь на экране — в последние годы звезда популярных советских фильмов Выйти замуж за капитана и Не стреляйте в белых лебедей трудится по ту сторону камеры. И, стоит признать, получается у нее это отменно. Доказательство тому — одна из последних работ режиссера, картина Две женщины, снятая по мотивам пьесы Ивана Тургенева Месяц в деревне.
О том, что на душе у зрителей должно было остаться после просмотра этой ленты, как в проект попал Рэйф Файнс, что происходит с российским кинематографом и какие оскаровские фильмы ее впечатлили, Вера Глаголева рассказала в интервью SPLETNIK.RU.
Вера, Две женщины — ваша шестая режиссерская работа. В этот раз вы решили взяться за Тургенева. Почему именно Месяц в деревне?
Не из-за того ли, что пьеса никогда ранее не экранизировалась в России?
Да-да, и из-за этого тоже. А вообще хотелось просто перешагнуть в другое время, потому что до этого мы делали военную картину. И она отняла очень много и энергии, и души, и сил. Вообще, история, связанная с войной, с человеческими трагедиями — это всегда очень тяжело. Поэтому хотелось материала не то чтобы более легкого, а просто материала, построенного на полутонах.Тургенев — он весь на полутонах, на каких-то недоговоренностях.
И возможность окунуться в атмосферу XIX века стала самой главной радостью, которую мы испытали, снимая ленту Две женщины. При этом важно, что мы очень бережно отнеслись к классике. Не стали изобретать велосипед заново, мы не стали перекладывать сюжет на сегодняшний день, мы просто постарались затянуть зрителя, чтобы вместе с ним наслаждаться тем временем, той красотой, теми личностями и теми персонажами и благородными людьми, которые подарил Тургенев в своем произведении.
С картиной Глаголевой редакция нашего сайта познакомилась на Неделе российского кино, которая прошла в июне в Москве при поддержке TV1000 Русское кино. Две женщины — драматическая история чувств, не имеющих возможности вырваться наружу, и страсти, сжигающей изнутри в отсутствие взаимности.
Анна Астраханцева исполнила в проекте роль Натальи Петровны, Александр Балуев перевоплотился в ее экранного супруга — Аркадия Ислаева, Анна Леванова в Верочку, воспитанницу Натальи Петровны.
А вот Рэйф Файнс сыграл в Двух женщинах Михаила Ракитина. Его герой — наблюдатель, чье молчание не требует перевода и оказывается красноречивее слов. Именно он ввел в драму Глаголевой некую комедийную составляющую.
Рэйф Файнс в образе Михаила Ракитина. Кадр из фильма Две женщины
Анна Астраханцева в образе Натальи Петровны. Кадр из фильма Две женщины
Киноадаптация классики — дело нешуточное. К подобным проектам люди заранее относятся скептически. Вас это не пугало?
Конечно, нет. Очень жаль, что и у вас проскальзывает слово скептически. Ведь раньше, если говорить о 1960-х годах, люди не просто не скептически, но даже с каким-то пиететом относились к киноадаптациям, потому что экранизация была важной и даже, наверное, неотъемлемой составляющей российского кинематографа.Я могу назвать Иосифа Хейфица и его работы от Дамы с собачкой до тургеневской Аси. Михалкова с Механическим пианино и Обломовым.
Кончаловского с Дворянским гнездом и Дядей Ваней. И это прекрасные, великие картины.Думаю, что скептически относится молодежь, которая не привыкла смотреть неспешное кино. Ведь это — неспешное кино, и оно должно быть таким.
С моей точки зрения, если мы пытаемся перенестись в то время, кино не должно быть быстрым экшеном.
Есть прекрасные киноадаптации. Например, с одной стороны, великое кино о Ромео и Джульетте Дзеффирелли, а с другой — не менее великое кино База Лурмана с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Современное, переложенное, и оно тоже потрясает своим талантом. Я знаю, что Павел Лунгин сейчас снимает Пиковую даму, это будет современная история, и сценарий потрясающий.
Считаю, что все зависит от того, как сделать!
Довольны результатом?
Если режиссер доволен результатом, тогда на нем можно ставить крест. Конечно, все равно в картине остались какие-то вещи, которые можно было бы доделать, чтобы достичь совершенства. У нас был всего месяц на съемки, а этого мало для такой глубокой картины, где каждый кадр не случаен, где настроение складывается из визуального ряда, и очень важно даже состояние природы. Состояния природы можно было еще ждать и ждать, но на это не было времени.
Поэтому есть какие-то моменты, которыми я осталась недовольна. Хотя у нас замечательный оператор Гинтс Берзиньш. Думаю, именно он помог снять фильм удивительно прозрачно и поэтично.
Это действительно так. Я читала рецензии на вашу работу, ее называют тонкой, изящной, акварельной… Как бы вы сами охарактеризовали картину?
Вообще, что должно было остаться у зрителя на душе после просмотра?
Свет и прозрачность, которую излучает картина, оставят абсолютно добрые ощущения. В картине много солнечных дней, много белого, нет черного цвета — и это сделано сознательно, чтобы дополнить поэтичность фильма.
Знаю, что участие в проекте Рэйфа Файнса было вашей мечтой, если можно так сказать. Других актеров в роли Ракитина не видели?
Мы даже не успели рассмотреть никакие варианты. Как-то так совпало, наверное, звезды к нам были благосклонны, чтобы наша мечта осуществилась. Мы сразу договорилась о том, что Рэйф прочитает сценарий и после этого даст нам ответ.
Поэтому стали ждать и больше никому не предлагали.
Во время беседы Глаголева также рассказала SPLETNIK.RU о картинах, которые впечатлили ее за последнее время, поразмышляла об отечественном кинематографе и поделилась планами на будущее.
Если говорить о других киноработах, что на вас произвело впечатление из увиденного за последнее время?
Далласский клуб покупателей, Небраска — это оскаровские картины последних двух лет. Также фильм Август с Мерил Стрип в главной роли. И, конечно же, Ида.
Многие считают, что в российском кинематографе наметилась положительная динамика. Вы согласны с этим мнением?
Я думаю, что в течение последних лет были русские картины, о которых стоило говорить. Может быть, их было не столько, сколько хотелось бы, но они были! Называть не буду, так как не хочу никого ни выделять, ни обижать. Просто были фильмы, которые как бы прорывались из потока чернухи, хотя и не хочется использовать данное слово.К сожалению, у нас очень много негативного в кино, по крайней мере, раньше негатив был сплошь и рядом.
Смотришь разные фильмы, а создается ощущение, что находишься все в том же сценарии, все те же герои, так же все снято — такая живая камера в духе фон Триера, что, в общем, меня очень раздражает, честно вам скажу. Для меня это некачественно, не особенно талантливо и превращается в такой чернушный поток.
А где Вам комфортнее — в кадре или за камерой? Вы сами для себя решили, кто вы на данный момент — актриса или режиссер?
Конечно, я давным-давно для себя решила, что я режиссер. Я уже не снимаюсь столько, что даже забыла, когда последний раз выходила на площадку в качестве актрисы. Мне это совсем не интересно.
Каких проектов стоит ждать от Вас в ближайшее время?
В работе сейчас психологическая драма, современная история. Очень надеюсь, что мы не скатимся на чернуху, а для нас будут важнее отношения в семье — это мать и две взрослые дочери. В сюжете довольно серьезные этические проблемы, не связанные с социальной направленностью.
Думаю, что это очень интересно разобрать в контексте современных отношений отцов и детей.
Вера Глаголева и Рэйф Файнсна премьерном показе фильма Две женщины в Москве