Станислав говорухин снимает фильм по рассказам сергея довлатова
Знаменитый режиссер Станислав Говорухин снимает фильм «Конец прекрасной эпохи» по рассказам и воспоминаниям Сергея Довлатова.
«Конец прекрасной эпохи»
Многим годы хрущевской оттепели запомнились расцветом живописи, кинематографии, литературы. Увы, эта прекрасная эпоха длилась недолго…
Главный герой картины — талантливый журналист Андрей Лентулов — из-за своей неординарности и смелости в высказываниях вынужден уволиться из редакции крупной ленинградской газеты. Перебравшись в Таллин, он устраивается в местную газету. Но требования здесь те же, что и на прежней работе: пиши о том, как «хорошо в стране советской жить», и держи язык за зубами. «Прекрасная эпоха» закончилась» — пытается объяснить новичку редакционное руководство.
Поначалу герой пробует подстроиться, «наступить на горло собственно песне». А потом находит иной способ сохранить себя как личность…
Невольник правды
Картина снимается в Москве, Санкт-Петербурге и Таллине. Говорухин, как всегда, пригласил кинозвезд: Сергея Гармаша, Федора Добронравова, Дмитрия Астрахана. Но вместе с именитыми актерами — и это тоже в традициях Станислава Сергеевича — в фильме занята талантливая молодежь, которая не дает маститым коллегам спокойно почивать на лаврах.
Иван Колесников: «Работать с таким мастером, как Говорухин, для любого актера большая честь»
Актера на роль Лентулова Говорухин искал больше года. Отсмотрев более пятисот претендентов, он остановил свой выбор на Иване Колесникове, которого телезрители помнят по роли князя Хованского в сериале «Институт благородных девиц». Почему выбор пал именно на него?
— Станислав Сергеевич до сих пор не открыл мне секрет, — признается Иван. — Но дело наверняка не в моих предыдущих заслугах. Помню, на пробы я пришел с жуткого похмелья, а Лентулов по сценарию любит выпить… Может быть, это и сыграло в мою пользу… Шучу, конечно.
— Для роли журналиста вам пришлось ближе познакомиться с нашей профессией?
— Зачем? Я и так умею все, что делает в кадре Лентулов: выпить, покурить, составить компанию хорошеньким женщинам (улыбается). А если серьезно, мне действительно нравится за рюмочкой общаться с интересными людьми. Мой дедушка, который живет в Питере, рассказывал, как они с бабушкой после работы иногда заходили в рюмочную на Васильевском острове. А там правило: пятьдесят грамм водки можно было купить только с бутербродом.
И вот дедушка с бабушкой съедали по четыре бутерброда и, соответственно, пропускали по четыре рюмочки. И никто не напивался — люди умели делать это красиво.
— Кроме изысканных манер и дурных привычек, какие черты героя вам близки?
— В конце есть сцена, в которой влюбленная в Лентулова Марина советует: «Уезжай в Америку — здесь за твои записи тебя посадят». На что он отвечает: «Если то, что я пишу, подсудно, значит, буду нести за это ответственность». Мне очень близка эти принципиальность моего героя, готовность отвечать за свои поступки, стремление идти до конца.
Несмотря на молодой возраст, я уже сменил четыре театра. Уходил, потому что не мог притворяться и играть в ужасных, на мой взгляд, спектаклях. Их ставили известные режиссеры, которым нельзя было высказать свое мнение — выгонят.
Меня это угнетало, и я говорил, что думаю…
Дмитрий Астрахан репетирует роль
Уроки Говорухина
В 3-м павильоне «Мосфильма» выстроена внушительная декорация в два этажа. На втором разметили обе редакции — ленинградскую и таллинскую. Для последней декораторы сделали таблички на эстонском языке и закрепили на дверях. На стенах — плакаты, на открытых стеллажах — книги на эстонском и русском языках, а на столах – подшивки газет того периода.
В кинозапасниках удалось найти предметы середины 60-х, выпущенные в Эстонии, — печатные машинки, сувениры, мебель.
На первом этаже оборудована мастерская Жбанкова — фоторепортера, который вместе с Лентуловым работает в таллинской газете. Тусклый свет, протянутые веревки, на которых висят «мокрые» снимки для свежего номера газеты. Кругом фотоувеличители, ванночки для проявки и прочие почти забытые уже аксессуары фотографов.
Тут же саквояжи и чемоданы, в которых якобы хранится и перевозится с места на место необходимая фототехника.
Станислав Говорухин: «Что-то вы какие-то неживые»
В кадре — Федор Добронравов, Дмитрий Астрахан, Иван Колесников и молодые актеры. По сценарию старшие товарищи за бутылкой водки объясняют Лентулову правила жизни. Оказывается, кто-то прознал о его книге-дневнике, и опытные коллеги советуют, как поступить.
— На репетиции водку разливаем условно, — предупреждает режиссер. — Полная бутылка нам еще в кадре пригодится. Приготовились! Камера!
Мотор!
— Пойми, тебе главное — покаяться, что-то признать, — говорит, обращаясь к Лентулову, герой Дмитрия Астрахана. — Неважно, в чем. Вот ты куришь?
— Курю, — кивает Лентулов.
— А курение есть вредная и легкомысленная привычка. Вот и покайся. Так и напиши: «Раскаиваюсь в своем легкомыслии». А потом — про книгу.
Напиши Вальду, он нормальный мужик…
— Что-то вы какие-то в кадре неживые! — недоволен режиссер. — А почему во время разговора водку не разливали? Забыли? Где бутылка?
Сцену снимают еще раз.
Станислав Сергеевич делает очередное замечание:
— После реплики: «Напиши Вальду, он нормальный мужик» пусть кто-нибудь ехидно скажет: «Это Вальд-то нормальный? Ха-ха-ха…»
Пока оператор занят камерой, Говорухин опять подсказывает актерам:
— Надо, чтобы кто-то вставил реплику про книгу Лентулова. Что-то вроде: «Вот наша Люська вообще ничего не читает, а тут прочла на одном дыхании!»
В конце концов все получилось как надо, и Говорухин остался доволен. Но в лаборатории Жбанкова предстоит снять еще одну сцену, в которой герой Добронравова показывает Лентулову его портрет. Для этого реквизиторы должны закрепить на стене лаборатории множество черно-белых «фотографий» — распечатанных на принтере картинок с пейзажами и изображениями людей.
— Вот сюда приклейте несколько снимков, — показывает режиссер. — И на боковую стену — ее камера тоже захватит.
Наконец все готово. Федор Добронравов с загадочным выражением лица произносит:
— Сейчас я вам что-то покажу! — и достает портрет Лентулова.
Камера в это время снимает Ивана Колесникова .
— Ваня! — восклицает Говорухин. — Ты чего не реагируешь? Тебе же твой собственный большой портрет показали! Улыбнись хотя бы, мол, вот здорово!
Со второго дубля сцена получается идеально. Говорухин улыбается: ему нравится работать с актерами, которые схватывают все на лету…
Наталья Колобова