«Рожденная звездой», или сомнительный подарок
Приветствую вас, терпеливые телезрители, держащие слабеющую руку на пульте. Чем порадовала нас прошедшая неделя? Конечно, очередным байопиком — столь востребованным жанром на стыке полуправды и условной художественности.
Название — из цикла «броско, с претензией, но безграмотно»: «Рожденная звездой».
В далекие вегетарианские времена был такой фильм то ли про львицу, то ли про тигрицу «Рожденная свободной». Юному зрителю-натуралисту ясно было, что эту крупную кошку голыми руками не возьмешь: она и родилась свободной, и принципами не поступится до гробовой доски. А «рожденная звездой» все же предполагает иное трактование: жила-была звезда, родила потомство, и про это вы сейчас увидите 12 серий на канале «Россия 1». Например, про Кристину Орбакайте, рожденную в свое время Аллой Пугачевой.
Но кто же сейчас, в наш век междометий, обращает внимание на такие мелочи, когда впереди перспектива заглянуть в замочную скважину непосредственно в будуар небожителей. В нашем случае легенды отечественной эстрады Эдиты Станиславовны. Экранизация псевдореалистичных биографий сулит легкий успех.
Нашинковать абзацев из «Каравана историй», приправить парусиновыми штиблетами и пыльными шиньонами, песнями приблизительно того времени расцветить — готова солянка для желающих умилиться и попереживать, посмаковать подробности, обсудить и осудить.
И хотя создатели настаивают, что главная героиня — собирательный образ, в котором смешаны черты Лидии Клемент, Тамары Миансаровой, Майи Кристалинской, Аиды Ведищевой и других, но это простодушное лукавство даже у читателей «Каравана историй» вызывает смех.
Польская студентка, приехавшая учиться в ЛГУ, поет с акцентом в ансамбле под руководством своего мужа… Все совпадения случайны? Или если набрать песен разных композиторов того времени и приписать их авторство руководителю коллектива условному ПалПалычу или ПалСанычу, а исполнение отдать закадровым певицам, ни тембром, ни манерой не похожим на голос Пьехи, то и взятки гладки — получится самостоятельное произведение, сборный сервиз из украденных ложек? Это вряд ли.
Не хватило умения и сил написать оригинальный сценарий? Держитесь поближе к документалистике. Скучна биография певицы?
Не пытайтесь добавить в чужую тарелку сала, перца, соленых огурцов и немного клубнички. Слепите собственную мадам Грицацуеву — и хоть на шпагат ее сажайте, хоть усы ей приклеивайте, хоть плясать вприсядку заставляйте. И если все совпадения случайны, и ни одно животное при съемках не пострадало, то и песни используйте новые, написанные специально для сериала. Как Меладзе в «Оттепели».
А то нарезали кинохроники для достоверности, Швецию сняли в Риге — так дешевле, набрали пыльных париков на «Мосфильме» и слепили банальную историю непонимания двух студентов под сорок: одна если не плачет, то куда-то убегает; другой смотрит пустыми глазами что в партитуру, что в слезливые глаза своей пассии, если не пьет или дерется. Видимо, понимая, что на ретро-музыкальной теме рейтингов не получишь, погонщики телевизионного каравана добавляют криминального перца с бандитами, ножами, валютными прегрешениями, пакостями товарища из КГБ и финальной гомерически смешной сценой пения хором в реанимации.
Рассуждать про этические нормы нынче не модно. Эдита Пьеха, отозвавшая свое имя из названия этой наспех сверстанной постановки, от этой поделки с пьедестала не рухнет. Зритель отвлечется на очередные криминально-больничные поделки, благо любой канал плодит их с проворством кроликов. Бюджет освоен, вес взят.
Останется чувство неловкости за дешевый подкисший тортик, которым угостили известного и заслуженного человека, отдавшего 60 лет сцене.
Ксения Маевская