Режиссер жан-жак анно: «я боялся, что у венсана касселя отвалятся копыта»
С французским режиссером-оскароносцем, автором фильмов «Имя розы», «Крылья отваги», «Семь лет в Тибете», «Враг у ворот», «Два брата» встретилась в Париже Вита Рамм.
вопрос: Ваш новый фильм в прокате анонсируют как комедию. Но мне кажется, что вы сняли скорее памфлет о том, как порой легко стать властителем народа…
ответ: Спасибо, что обратили на это внимание. Меня очень интересует тема случайности, которая приводит к власти недостойных людей. Можно вспомнить еще мою картину «Удар головой» с Патриком Девером.
Его героя также ненавидели в городе, но он по ошибке забивает головой гол в футбольном матче, и все за одну секунду меняется. Минора тоже все презирали, но стоило голубю сесть ему на голову, как племя поверило в «богоизбранность» свиночеловека.
в: Судьба народа, как и отдельного человека, тоже может быть несправедливой?
о: Вопрос судьбы меня очень интересует, хотя я понимаю, что никакими законами или формулами ее не объяснить. Например, почему из сотни парней, продававших гамбургеры или ботинки в провинциальном американском городке и мечтавших об актерской славе, судьба выбрала именно Брэда Питта? Судьба? Рок?
Так сложились звезды? Нет ответа на этот вопрос. В «Миллионе лет…» я попытался в сатирической форме высказаться на тему власти и переменчивости толпы. В фильме показана классическая ситуация из жизни: сначала толпа носит своего героя на руках, а потом его низвергает. Французская история богата подобными примерами. Нормальные добрые люди редко стремятся к власти.
Им важны принципы равенства, справедливости. В демократичном обществе, увы, часто во власть идут те, кто страдает гордыней, завистью или желанием отомстить за былые обиды. Франция — в числе многих вложений в мировую культуру — подарила и очень важный психологический феномен, объясняющий многие проблемы жизни людей и народов, — «комплекс Наполеона».
У Минора мы явно наблюдаем проявления этого комплекса.
в: Хосе Гарсиа весь фильм демонстрирует чудеса актерской отваги. Ест из одного корыта со свиньями, обнимается с ними, хрюкает, демонстрирует влюбленность к какой-то хавронье… И загримирован он у вас нещадно.
о: Хосе Гарсиа — профессионал, поэтому никаких сложностей не возникало. Он участвовал во многих экстремальных передачах на французском телевидении, которые и смотреть-то — уже испытание. К тому же у Хосе есть опыт работы в цирке, так что на съемочной площадке он легко находил общий язык с животными.
в: А в сцене поцелуя со свиньей вы применили компьютерные технологии?
о: Почему? Это реальный поцелуй. Свиньи на самом деле здоровые и чистые животные. Там, где мы снимали, вообще было чисто. И никто из актеров не заболел.
Только детям, конечно, этот фильм нельзя показывать.
в: Вот и я пришла к тому же выводу. Главным образом из-за персонажа Венсана Касселя…
о: Венсан вообще молодец! Его козлиные ноги — это сложнейший грим. Актеру приходилось вставать в пять утра, так как грим занимал часов шесть. Конечно, мы все с ним обговорили заранее. Венсан видел эскизы.
И танцующая походка получилась, потому что его отец, наш знаменитый актер Жан-Пьер Кассель, профессиональный танцор, передал своему сыну чувство жеста. Венсан, считаю, не просто справился с ролью, а украсил фильм. Но, когда он увидел впервые себя со стороны, он так хохотал, что я начал бояться — вдруг потечет грим или копыта отвалятся…