Памяти алексея балабанова — с каннского фестиваля

Памяти алексея балабанова — с каннского фестиваля

Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»,

glavred@vokrug.tv.

Обзор теле- и кинособытий с 13 по 19 мая.

Обзор на этот раз получится нетрадиционным. Я успела посмотреть лишь начало сериала«Людмила» на канале «Россия 1», а потом отправилась работать на Каннский кинофестиваль. Что до сериала, то резануло, что жизнь великой певицы Зыкинойподали через историю с исчезновением ее бриллиантов.

Даже соответствующий документальный фильм на эту тему в день премьеры показали. Понимаю, что это весьмаинтригующие обстоятельства, что зрителю интересно гадать над тем, кто же украл несметные сокровища. И от правды не уйдешь: любила Людмила Георгиевна цацки.

Я была маленькой, но помню, что, когда Зыкина приезжала в мой родной город на гастроли, все вокруг шептались: глава республики подарил ей неописуемой дороговизны сапфирово-бриллиантовый комплект!.. Именно в те гастроли родилась полубыль-полуанекдот про пышные формы певицы. Когда она спросила: «Что вам еще спеть?», горячие южные мужчины закричали из зала: «Ты просто ходи!»

И все-таки Зыкина больше всех этих историй. Долгие годы она была олицетворениемстраны, она и выглядела как Родина-мать, хотя своих детей так и не родила. У нее была фантастическая судьба — и счастливая, и несчастная одновременно.

Не знаю, как закольцовывали эту историю создатели сериала, но по первым сериям я особенного психологизма не заметила.

Страна всю неделю жила «Евровидением», и многие воспринимают пятое место Дины Гариповой как позор. По-моему, это личная и большая победа девушки: еще год назад о ней вообще никто не знал. Гораздо больше удручил проигрыш российской сборной по хоккею.С разгромным счетом!

Даже «Легенда № 17» нам не помогла!..

А теперь о Каннском кинофестивале. Про погоду не рассказал разве что ленивый: холод и дождь скомкали церемонию открытия и не дали поклонникам Леонардо Ди Каприо всласть пообщаться со своим кумиром.Лео представлял фильм База Лурмана «Великий Гэтсби». Он давно уже выдающийся актер и от роли к роли становится все лучше, глубже, мудрее. Не скрою, когда-то я думала, что его карьера закончится«Титаником».

Но Ди Каприо пережилславу, обрушившийся успех, включая материальный. Он много читает, на долгие периоды выпадает из тусовок: сублимирует, собирается с мыслями, готовится к ролям — он вырос в личность!

Фильм «Великий Гэтсби» рекомендую посмотреть всем, и хотя Фицджеральд написал более глубокую вещь, все-таки в картине дан очень яркий, пародийный портрет общества потребления, жертвами и одновременно создателями которого становятся и аристократия, и нувориши Мир вещей пожирает людей, не оставляя в них ни намека на чувства, привязанности, на элементарную честность и порядочность. И только Гэтсби, благодаря своей великой любви к женщине, остается последним на этой земле Человеком. Актуально, не правда ли?

Общество потребления высмеяно и в фильме Софии Копполы «Элитное общество», в которомрассказывается о банде подростков, живущих сплетнями о звездах Голливуда. Желая примерить на себя эту гламурную жизнь, они влезают в домазвезд и потихоньку утаскивают оттуда часы, украшения, туфли, сумки. Только так — накинув на себя пиджакс чужого плеча, можно почувствовать себя Линдси Лохан или Пэрис Хилтон.

Но самой яркой иллюстрацией общества, погрязшего в гламуре и глянце,стала реальная кража, произошедшая в бутике «Шопард», предоставляющем актрисамукрашения для прохода по красной дорожке Каннского фестиваля. Как такое могло произойти при таком количестве охраны — уму не постижимо. Но эта пощечина надолго запомнится организаторам и участникам фестиваля.

Действительно, зачем одному человеку семь «Ролексов», зачем тысячи пар обуви?.. Продолжая эту риторику, зачем режиссерам эти награды, статуэтки, «пальмовые ветви»? Зачем обязательное официальное, вещественное признание твоего таланта — так подогревается тщеславие, честолюбие?

Все эти мысли, наверняка, не пришли бы мне в голову, если бы не смертьАлексея Балабанова.Нас, российских журналистов, аккредитованных в Каннах, будто током прошибло. И вроде все знали, что Алексей смертельно болен, и вроде на Венецианском кинофестивале все увидели его исповедально-прощальный фильм «Я тоже хочу», но вот случилось — и стало больно.

Скажу откровенно, у меня всегда было сложное отношение к творчеству Балабанова. Фильмы «Брат» и «Война» я считаю кавказофобскими, и за это их не люблю: режиссер должен задумыватьсяоб ответственности за такие высказывания. «Груз 200» и «Про уродов и людей» не принимаю ни идеологически, ни эстетически. «Морфий» и «Жмурки» просто не мое кино.

Но вот за просветленные«Мне не больно»,«Кочегара» и «Я тоже хочу» Балабанову можно простить все.Он абсолютновладел профессией и мог снимать кино в любом жанре — от мелодрамы докриминального жесткача. Он был абсолютно внутренне свободен и не ставил себе никаких ограничений — ни в жизни, ни в творчестве. Его совершенно не интересовали призы и награды, его так и не отметил ни одинстоящий фестиваль.

Ходил Алексей постоянно в матроске и джинсовой куртке, о «Ролексе», наверное, даже не слышал А ведь вошел-таки в нашу культуру, в историю нашего кино уже навсегда.

Помню, на Венецианском фестивале, где его «Я тоже хочу» совершенно не поняли и не принялииностранцы, он, всегда такой закрытый, как-то искренне жаловался российским журналистам:

— Здоровье раньше было сибирским, теперь его не осталось совсем. Не осталось даже на еще одну картину.

Верный друг и продюсер балабановских фильмовСергей Сельянов, пряча глаза, тогда говорил:

— У тебя улучшение, ты обязательно снимешь фильм о бандитсткой юности Сталина.

И толькоодин Балабанов уже знал, что это конец, иначе бы не попрощался таким исповедальным фильмом, иначе не снял себя самого, умирающего, в этой картине.Видимо, он тогда многое осознал и переоценил, видимо, за многое сделанное в жизни ему было не по себе. Он говорил о царствии небесном:

— Я тоже туда хочу. Но меня не возьмут. Потому что в своих фильмах я убил многих людей

В день, когда печальная весть пришла в Канны, здесь стоял просто апокалипсический ливень, длившийся сутки. Кто-то решил, что такую погоду напророчил российский режиссер Таисия Игуменцева, привезшая в Канны картину об апокалипсисе «Отдать концы». Режиссер «Великого Гэтсби» говорил, чтоэто он наколдовал ливень, поскольку все главные события у него в фильме происходят под дождь, и у него тоже картина о конце — конце души.

Но мы-то с вами знаем, что так с нами прощался Алексей Балабанов — как у всех талантливых режиссеров, у него была мощная связь с тонкими мирами. Его наверняка сейчас назначат в великие режиссеры, и на грядущем ММКФ даже, наверное, что-то ему посвятят. А мне хочется, чтобыон все-таки попал на свою Колокольню Счастья, о которой снял свое последнее кино.

Потому чтовсе, что он делал, он делал искренне — и заблуждался, и раскаивался.

Балабанов — гениальный русский режиссер / вДудь

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: