Фавориты основного конкурса каннского фестиваля – 2018: от годара и спайка ли до цзя чжанкэ и кирилла серебренникова

С 8 по 19 мая на Лазурном берегу пройдет один из самых престижных киносмотров мира – международный Каннский кинофестиваль. Корреспондент «Вокруг кино» изучил основную конкурсную программу и сделал прогноз, кто может претендовать на главную награду фестиваля. К слову, пока известна дата выхода в российский прокат лишь одного фильма – байопика о Викторе Цое «Лето» Кирилла Серебренникова.

Остается надеяться, что остальные фавориты основного конкурса тоже доберутся до наших больших экранов.

«Все знают» с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус

Новое творение иранца Асгара Фархади «Все знают» стало вторым за всю историю кинофестиваля испаноязычным фильмом открытия. Две предыдущие работы этого режиссера получали «Оскар» за лучшую ленту на иностранном языке. «Все знают» Фархади – не только неплохой психологический триллер, но и серьезная заявка на победу. Кстати, это первый испаноязычный фильм режиссера.

В главных ролях снялись супруги Хавьер Бардем и Пенелопа Крус – единственные испанец и испанка в мире, которые получили «Оскара» за актерскую игру. Они познакомились на съемках фильма «Ветчина, ветчина», который был для Пенелопы Крус дебютным. Ей было 18 лет, ему – 22 года. Актеры снимались в постельных сценах.

Но чтобы пожениться, Пенелопе Крус и Хавьеру Бардему потребовалось 16 лет и более 10 совместных работ в кино. Уже в статусе супругов актеры сыграли вместе в фильме «Любить Пабло» о наркобароне Пабло Эскобаре и его возлюбленной –колумбийской телеведущей Вирджинии Вальехо.

В ленте Фархади «Все знают» Хавьер Бардем и Пенелопа Крус играют уже мужа и жену. Супруги отправляются из Буэнос-Айреса в родную испанскую деревню на свадьбу сестры. На празднике вскроется таинственное прошлое семьи, и это навсегда изменит жизнь главных героев. В российском прокате новое творение Фархади стоит ждать – за себя говорит и имя режиссера, и яркий актерский состав. Пожалуй, самый известный на сегодняшний день и наделавший много шума «Развод Надера и Симин» показывали у нас.

Также в российском прокате был второй оскароносный фильм иранца – «Коммивояжер». Кроме того, режиссерский дебют Фархади – драма «Танцуя в пыли» – был показан в рамках Московского кинофестиваля в 2003 году и получил приз за лучшую мужскую роль.

Фавориты основного конкурса каннского фестиваля – 2018: от годара и спайка ли до цзя чжанкэ и кирилла серебренникова

Пенелопа Крус и Хавьер Бардем в фильме «Все знают»

«Холодная война»: первый за 30 лет снятый на польском языке фильм в программе кинофестиваля

Новое творение Павла Павликовского – еще одна серьезная заявка на победу, как минимум потому что у этого режиссера тоже есть «Оскар» за лучший иностранный фильм. К слову, именно «Ида» Павликовского обошла в 2015 году наш «Левиафан» и получила приз Американской киноакадемии. «Холодная война» – это первый за тридцать лет фильм на польском языке, вошедший в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля.

Оскароносный Павликовский вполне может претендовать и на «Золотую пальмовую ветвь». Права на «Холодную войну» уже приобрел Amazon. В России она вполне может пройти ограниченным прокатом. Действие фильма разворачивается в Польше, Германии, Югославии и Франции в 50-60-х годах.

Главные герои – двое танцоров: абсолютно разные по характеру, они страстно желают быть вместе, но не могут из-за Холодной войны.

Кадр из фильма «Холодная война»

«Пепельный – самый чистый белый»: китайская симфония

Китайский режиссер Цзя Чжанкэ обласкан на европейских киносмотрах. Помимо многочисленных специальных призов, в копилке кинематографиста «Золотой лев» Венецианского фестиваля 2006 года за фильм «Натюрморт» и победа в номинации «Лучший сценарий» здесь же, в Каннах, в 2015 году с драмой «Прикосновение греха». К слову, для фильма «Пепельный – самый чистый белый» Чжанкэ тоже сам написал сценарий. Нынешний кинофестиваль для китайского режиссера уже пятый по счету – так сказать, юбилейный.

Со всеми предыдущими своими работами кинематографист тоже принимал участие в основной конкурсной программе. В общем, вполне вероятно, что в свой юбилейный приезд в Канны Чжанкэ увезет-таки «Золотую пальмовую ветвь» в Китай.

Действие фильма «Пепельный – самый чистый белый» разворачивается в 2001 году в Шанхае. В центре сюжета – история танцовщицы, которая влюбляется в местного гангстера. Чтобы защитить его во время одной из бандитских разборок главная героиня стреляет.

Она попадает в тюрьму на пять лет и первое, что делает после освобождения, – отправляется на поиски любимого.

Постер фильма «Пепельный – самый чистый белый»

«Три лица»: иранский фильм с сюжетом-сюрпризом

Еще один иранский режиссер участвует со своим новым творением в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Джафар Панахи известен антиправительственной деятельностью. Несколько лет он даже прожил под домашним арестом и, несмотря на запрет снимать фильмы, сумел выпустить три полнометражных картины.

Сюжет его нового фильма «Три лица» – один из главных сюрпризов нынешнего фестиваля, потому пока неизвестен. Джафар Панахи уже в четвертый раз в Каннах. И вполне возможно, что на этот раз режиссеру удастся увеличить свою коллекцию престижных наград.

К слову, на счету иранца уже есть «Золотая камера» в Каннах, а также «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля и «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.

«Образ и речь»: киноинсталляция от Годара

Безусловно, пристальное внимание на Лазурном берегу будет приковано к новому фильму живой легенды кинематографа – 87-летнего режиссера Жан-Люк Годара. Его творение «Образ и речь», пожалуй, самое необычное в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Как минимум потому, что режиссер снял фильм без актеров.

Одним из главных действующих лиц является рассказчик, который остается за кадром. Режиссер рассматривает события прошлого года через документальные и вымышленные образы. Действие разворачивается в одной из стран Среднего Востока, в которой нет нефтедобычи.

И если местных жителей это как раз устраивает, то правителя – нет. Он мечтает о господстве над другими арабскими странами и ради этого замышляет псевдореволюцию.

Постер к фильму «Образ и речь»

«Собачник»: страшная сказка о превращении человека в чудовище

Итальянец Маттео Гарроне не новичок в Каннах. В этом году он в четвертый раз участвует в конкурсе. Пока на счету Гарроне Гран-при фестиваля за фильм «Гоморра» в 2008 году и специальный приз жюри за «Реальность» в 2012 году.

 На этот раз режиссер поборется за «Золотую пальмовую ветвь», представив историю превращения обычного человека в жестокое и свирепое чудовище. Снимающий довольно жесткое кино Гарроне (стоит только вспомнить ту же «Гоморру» или «Страшные сказки», которые участвовали в основном конкурсе Каннского кинофестиваля в 2015 году) не изменяет себе и вновь напоминает, что внутри каждого из нас скрыта тяга к насилию.

В основу сюжета «Собачника» легла реальная история жестокого убийства, которое было совершено в Риме в конце 1980-х годов. Преступником оказался специалист по уходу за собаками. 12 лет Маттео Гарроне вынашивал этот фильм. Он вновь и вновь переписывал сценарий, пока не встретил в прошлом году актера Марчелло Фонте. Именно он, по признанию режиссера, натолкнул его на правильный ракурс – как показать эту историю.

Ну и можно догадаться, что Марчелло Фонте сыграл главную роль в «Собачнике».

Постер фильма «Догмен»

«Черный клановец»: комедия от ветерана Каннского фестиваля Спайка Ли

Один из двух голливудских продуктов в основном конкурсе в Каннах в этом году. Спайк Ли снял фильм об ультраправой организации Ку-клукс-клан «Черный клановец». Главные роли сыграли Адам Драйвер и сын Дензела Вашингтона Джон Дэвид Вашингтон.

Их герои – детективы, которым удается внедриться в ряды Ку-клукс-клана в 1970-х годах. Персонажу Вашингтона-младшего, афроамериканскому полицейскому из Колорадо по имени Рон Сталворт, удается настолько завоевать доверие новых товарищей, что ему предлагают встать во главе одного из отделений группировки. Основанный на реальных событиях сюжет, резонансная тематика и комедийный жанр – интересный коктейль, который может прийтись вполне по вкусу в Каннах.

Плюс режиссера тут давно знают: он дебютировал с полным метром «Ей это нужно позарез» (кстати, тоже комедией) в 1986 году именно в Каннах. В общем, Спайк Ли вполне может рассчитывать на приз за свой новый проект.

Адам Драйвер и Джон Дэвид Вашингтон в фильме «Черный клановец»

«Под Силвер-Лейк» с Эндрю Гарфилдом в главной роли

Второй представленный в основном конкурсе нынешнего Каннского кинофестиваля голливудский фильм – криминальный триллер Дэвида Роберта Митчелла «Под Силвер-Лейк». Это всего лишь третий полный метр режиссера. Вторым был фильм «Оно», который продемонстрировал, насколько интеллектуальным может быть жанр ужасов, и получил на Каннском кинофестивале награду от прессы в 2014 году.

К слову, ко всем своим проектам, кстати, Митчелл сам пишет сценарии.

«Под Силвер-Лейк» – история детектива поневоле, вынужденно включившегося в расследование похищения и убийства хорошенькой соседки, но в итоге нащупавшего грандиозный преступный сговор. В главной роли снялся Эндрю Гарфилд, который в последние годы всеми силами старается отойти от мелодраматического жанра.

Эндрю Гарфилд в фильме «Под Силвер-Лейк»

«Пылающий»

Экс-министр культуры Южной Кореи режиссер Ли Чхан-дон начал шествие по европейским фестивалям в 2000 году. Тогда он привез свою «Мятную конфету» на киносмотр в Карловы Вары и получил там несколько спецпризов. В 2003 году «Оазис» Ли Чхан-дона участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля. «Золотого льва» тогда не взял, зато получил несколько спецпризов. В 2007 году состоялся дебют Чхан-дона в Каннах. В основном конкурсе участвовало его «Тайное сияние», но осталось без наград.

Зато два года спустя «Тайное сияние» Чхан-дона взяла на Каннском фестивале приз за лучший сценарий.

В этом году режиссер привез на киносмотр на Лазурный берег свою драму «Пылающий» – адаптацию рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай». Главный герой – молодой курьер, доставляющий заказ соседке. Та просит нового знакомого присмотреть за ее кошкой, поскольку собирается съездить в Африку. Возвращается из поездки она уже не одна, а с богатым бойфрендом. Парочка приходит к курьеру.

Случайно узнав об их тайном хобби, он теряет покой и начинает мучиться предчувствием страшного.

Кадр из фильма «Пылающий»

«Лето»

Фильм российского режиссера Кирилла Серебренникова «Лето» также был отобран в основной конкурс Каннского кинофестиваля этого года. Картина расскажет о молодости Виктора Цоя (его сыграл корейский актер Тео Ю), а также о его знакомстве и дружбе с Майком Науменко (Рома Зверь) и его женой (Ирина Старшенбаум). Действие разворачивается летом 1981 года в Ленинграде, где под влиянием Led Zeppelin, Дэвида Боуи и других западных рок-звезд зарождается русский рок.

Этим летом Виктор  записывает свой первый альбом, а Майк собирает группу «Зоопарк». Кстати, Борис Гребенщиков назвал фильм Кирилла Серебренникова о Цое «ложью от начала до конца». В российский прокат «Лето» выйдет 7 июня.

К слову, Андрей Звягинцев, который в прошлом году получил на Каннском кинофестивале Приз жюри за свою драму «Нелюбовь», в этом году вошел в состав жюри. Возглавляет его австралийская актриса Кейт Бланшетт. Также в жюри смотра вошли актеры Леа Сейду, Кристен Стюарт и Чан Чэнь, режиссеры Ава ДюВерней, Дени Вильнев и Робер Гедигян и бурундийская певица Хаджа Нин.

Кадр из фильма «Лето»

Кроме того, в программе Каннского фестиваля заявлена фантастическая драма о юноше, который может путешествовать во времени «Счастливый Лазарь» (в российском прокате с 17 мая 2018 года), драма о братских отношениях «Эйфория», любовная мелодрама «Асако 1 и 2», документальный фильм Вима Вендерса о Папе Римском Франциске (удивительно, но режиссеру предоставили полную свободу работы в Ватикане), военную ленту «Девушки солнца» о женском батальоне сопротивления Курдистана, а также социальные драмы «Магазинные воришки» и «На войне». Загадками фестиваля остаются ленты «Прости, ангел» Кристофа Оноре, «Капернаум» Надин Лабаки и «Yomeddine» А.Б. Шавки – об этих картинах до сих пор нет практически никакой информации.

Фото со съемок фильма «Папа Франциск. Человек своего слова»

В этом году в рамках Каннского кинофестиваля впервые будет показан фильм франшизы «Звездные войны» «Хан Соло: Звездные войны. Истории». Правда, во внеконкурсной программе.

Антон Долин. О Каннском фестивале 2018

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: