Оксана фандера:надо двигаться по течению
Оксана Фандера снимается нечасто, тщательно выбирая сценарии, роли, режиссеров. На Кинотавр она приехала представить новый фильм Александра Гордона Огни притона. После показа картины были устроены бурные овации, а Оксана Фандера получила специальный диплом жюри За сочетание красоты и таланта.
На фотосессиях Оксане скучно просто позировать, ей нужно играть. На съемках для HELLO! она придумала для себя образ — богемная женщина, начинающая утро с бокала шампанского. А во время интервью она уже такая, какая есть: упорная, ироничная, немного сентиментальная, размышляющая.
Об Одессе
Я люблю Одессу и постоянно туда приезжаю. В этом городе — моя душа, место моей силы. Недавно задумалась: А ты видишь себя, живущей здесь постоянно?. И поняла, что нет, этот город для меня уже мал. Однако представить, например, что Одессу смыло цунами, я не могу, потому что не станет ее — не станет и меня.
Там прошло мое детство — абсолютно счастливое и свободное. Вместе с другими шестью семьями мы жили в коммуналке на углу Дерибасовской и Карла Маркса, никакого дискомфорта я при этом не чувствовала.
О переезде в Москву
Меня в 14 лет перевезла мама. Это был сильнейший стресс: я плакала, говорила, что хочу обратно, потому что в этом городе слишком всего много, нет моря, холодно и так себе архитектура. Все мое воспитание, темперамент, представление о прекрасном противилось тому, что мне предлагалось в Москве.
Все играло роль, даже ширина дорог. Одно дело, когда ты перебегаешь от тротуара до тротуара в три прыжка, либо тебе нужно долго смотреть направо-налево через шесть полос. Водители тебе еще кричат вдогонку: Девушка, может быть по переходу?!.
А ты не хочешь по переходу, потому что для этого надо идти по серому подземелью.
Очень долго я привыкала к Москве и приняла ее только через друзей, через места, где они живут. И когда мне пришлось смириться с тем фактом, что остаюсь здесь, что нет выбора, началась моя другая жизнь. Я сказала себе: Хорошо, я больше не сопротивляюсь.
И приняла для себя такую жизненную позицию, что надо просто двигаться по течению. (Задумывается.) Ведь есть люди, которым обязательно надо идти против, с чем-то бороться. Возможно, для кого-то это правильный и единственно возможный вариант. Я же двигаюсь так, как течет вода.
О жизни по течению
Я заметила за собой такую особенность: когда чего-то хочу и пытаюсь этого добиться, ничего не получается. Захотелось мне в какой-то момент поступить в театральный. Дошла до финала, но меня не взяли, потому что предлагала себя в том качестве, которое мне в себе нравилось, а меня видели в другом амплуа. Тогда я сказала: Нет проблем, значит, не надо поступать. А буквально через несколько месяцев меня увидел режиссер из Одессы и пригласил в кино. Я подумала: Какое забавное совпадение!.
Так что плыть по течению у меня получается лучше. (Смеется.) Мне даже кажется, то я живу с открытыми ладонями и просто беру то, что мне в них кладут. Я принимаю все, как данность. Это происходит, и ты говоришь: О, смотри, я учусь или Ну надо же, я в кино снимаюсь.
О конкурсе Московская красавица
Этот конкурс был для меня фантастической игрой и хулиганством. Попала на него, как водится, случайно: шла по улице, из любопытства встала в какую-то очередь, состоявшую из одних девушек, оказалось, что она — на кастинг. Дальше начались репетиции, от которых я получала большое удовольствие.
Помню, как сбегала со съемок фильма Корабль, чтобы заниматься там аэробикой, о существовании которой до того момента и не подозревала. Кстати, до сих пор упорно продолжают писать, что именно после Московской красавицы меня заметили режиссеры и стали приглашать в кино. Но вообще-то уже до конкурса я снялась в Утреннем шоссе Валерия Федосова, в Сталинграде Юрия Озерова…
Что будет, когда завершится конкурс, меня вообще не интересовало. Когда заняла второе место, организаторы пытались надавить на меня: Теперь надо отработать, поехать туда, сняться в журналах. Но я не была готова: Не собираюсь этого делать! Я до съемок в кино уже успела поработать моделью, и теперь мне это неинтересно.
Были угрозы, шантаж, но решения я не изменила.
Об ответственности перед зрителем
Я не люблю чувствовать ответственность, не считаю, что это правильно. Художник, который рисует картину, может нести ответственность за то впечатление, которое она будет производить? Кто знает, у кого что в голове?
Просто некоторым людям нужен повод.
О времени между съемками
Ожидания от съемок до съемок я переношу спокойно. Я не заточена так сильно на профессии и считаю, что достаточно одного проекта в год. Когда-то у меня был четырехлетний перерыв в работе — просто не появлялось интересных предложений. Но я этого не почувствовала: жила, путешествовала, рожала детей, меняла квартиры, разрисовывала стен… Ведь съемки — это лишь малая часть жизни. Они как фестиваль, который длится неделю, но ты же живешь 365 дней.
Я думаю, актерская профессия мне нужна просто потому, что во мне сидит ребенок, который очень любит играть.
О сыне
Мой сын, проучившись полгода на первом курсе РАТИ у одного мастера, пришел ко мне за советом: Я хочу перейти с актерского курса на актерско-режиссерский к режиссеру, у которого мечтаю учиться. Как мне быть?. Это был смелый поступок, потому что если бы он не поступил, его тут же забрали бы в армию. Мы с ним договорились, что для меня стыдно и неприемлемо отмазывать, собирать справки, подкупать медкомиссию. Я сказала: Просто имей в виду, что внутренне я с тобой.
А после уехала в Одессу на съемки. … Прошло несколько дней, он звонит: Я сделал это!. И мне ничего не оставалось, как ответить: Знаешь, я говорила всю жизнь, что люблю тебя, а теперь первый раз могу сказать: Я тебя уважаю!
Об отношениях с мужем
Филипп хорошо воспитанный, уверенный в себе мужчина, с чувством собственного достоинства, который знает мое отношение к нему. И он не озвучивает мне, что думает по поводу взглядов в мою сторону, и я ему за это признательна. … Мне кажется, если любишь человека, то должен дать ему свободу. И это уже его выбор — насколько близко или далеко находиться ему от тебя. А бесконечный контроль, когда тебя держат, и ты тоже держишь, делает отношения бытовыми.
Когда понимаешь, что тебя любят, но при этом ты свободен, или ты любишь и даешь свободу другому, — в этом есть определенная доля флера и опасности.