Минутка ретро: как одри хепберн стала агентом движения сопротивления в годы войны
Одри Хепберн
Мы видели, как людей ставили у стенки и расстреливали, затем закрывали улицу, а потом снова открывали. Не приуменьшайте ужаса того, что вы когда-либо слышали или читали о нацистах. В действительности они ужаснее, чем вы можете себе представить, — именно так вспоминала самые страшные детские годы кумир миллионов Одри Хепберн. Звезде фильмов Римские каникулы, Сабрина, Завтрак у Тиффани, Как украсть миллион вчера могло бы исполниться 88 лет.
О жизни Одри было снято множество документальных фильмов, написано несколько книг, и, кажется, мы знаем о ней все. Однако некоторые факты из биографии Хепберн, так или иначе, освещались в меньшей степени. SPLETNIK.RU рассказывает о том, как знаменитость была вовлечена в Движение Сопротивления в Голландии.
Одри Хепберн родилась в 1929 году. Всего через десять лет после ее появления на свет началась Вторая мировая война. Маленькая Одри тогда даже не подозревала, чем ей придется заниматься на благо общества.
Исторической родиной Одри Кэтлин Ван Хееместра Растон был Брюссель. Именно там к концу 20-х годов проживали родители девочки — Джозеф Хепберн-Растон и Элла Ван Хееместра (в первом браке у Эллы также родились сыновья — Александр и Ян). Однако задержаться на долгое время в Бельгии не получилось, поскольку работа Джозефа предполагала постоянные разъезды. Оставить семью он не мог (на тот момент!), и они все вместе перекочевали из Бельгию в Англию, а оттуда в Голландию.
Неудивительно, что в пять лет девочку пристроили в школу-интернат. Она находилась на обучении в Туманном Альбионе, где ей пришлось с головой окунуться в англоязычную среду (совсем скоро английский язык станет родным для Одри).
До войны оставалось еще несколько лет. Первые признаки нестабильности в мире давали о себе знать. Но, казалось, опыт 1914-1918 годов (Первая мировая война) не позволит случиться беде вновь.
В 1935 году (Одри уже было шесть лет) Джозеф бросает семью и остается в Англии, не дав родственникам даже примерного адреса своего местоположения. Маленькая Одри тяжело перенесла потерю отца. В одном из интервью она вспоминала, что тот момент стал самым драматичным в ее жизни.
В 1938 году родители Хепберн официально развелись. И хотя у отца была возможность видеться с детьми, он решил совсем отойти от семейных дел. К тому моменту Одри стала посещать балетную школу.
Танцы занимали большую часть ее времени. Она загорелась страстью к балетному искусству, но будущая звезда даже не догадывалась, насколько пригодятся освоенные навыки в годы войны.
Когда наступила война, семье Хепберн пришлось нелегко. Надо сказать, что с самого начала 30-х годов родители Одри поддерживали нацистов. И ведь они не просто были солидарны с их позицией, а активно выступали с различными агитационными речами.
Джозефу повезло несколько больше, чем Элле: он не состоял в политических партиях, а вот его супруга числилась в нескольких организациях, постоянно посещала всевозможные демонстрации и ставила свою фамилию почти под каждой петицией.
Когда в 1939 году война все же началась, Одри вернули из Англии в Нидерланды — в Арнхем. Мама девочки полагала, что в нейтральной стране будет намного безопаснее, чем в Англии. Хепберн вновь пошла заниматься танцами, а ее отец так и продолжил работу в Лондоне, только теперь он руководил пресс-агентством, которое занималось нацисткой пропагандой и сбором ценной для Рейха информации.
Оказавшись в Арнхеме, Одри была вроде бы в безопасности, но недолго. Война добралась и до этого голландского городка. Она могла разговаривать только на английском языке, поэтому ей пришлось быстро переучиваться. В 1940 году немецкие войска проникли в Арнхем.
У людей отняли все, что у них было. Семья Одри лишилась недвижимого имущества, были конфискованы банковские счета, дорогие украшения и ценные бумаги.
До 1944 года Одри посещала балетную школу под руководством Виньи Маровой. Именно здесь сложилась небольшая агентская деятельность Хепберн. К тому моменту в Голландии было сформировано Движение Сопротивления, которое поддерживалось абсолютно разными людьми. Именно к 44-му году и усилилось его влияние.
Главное задачей была передача секретных данных, подрыв систем связи и борьба с немецкой оккупацией.
14-летняя Одри, хрупкая и маленькая девочка, решила внести свой вклад в борьбе с нацистами. Для поддержания Движения нужны были средства, поэтому Хепберн начала давать небольшие концерты и устраивать индивидуальные занятия в частных домах. Все проводилось в совершенной секретности, никто не должен был узнать, чем занимается юная танцовщица.
Удивительно, но все это происходило в тот самый период, когда нацисты были в городе и легко могли вычислить незаконную деятельность Одри. Но она делала все возможное, чтобы о ее сговоре с Движением никто не узнал.
Как вспоминала актриса, те выступления были самыми необычными в ее жизни. Они перевернули ее сознание в подростковом возрасте. Невозможно представить, какой страх мог охватывать Хепберн, когда она знала, что, возможно, где-то рядом за ней охотится смерть. Зрители, которые присутствовали на импровизированных представлениях, никогда не аплодировали, все проходило практически в кромешной темноте за занавешенными окнами.
Немое выступление Одри и других девочек без музыки и без зрительской реакции напоминало скорее пантомиму, но для каждого присутствовавшего это была возможность помочь не только Движению Сопротивления доступными средствами, но и передать какую-то важную информацию или письмо.
После выступлений Одри умудрялась прятать некоторые ценные бумаги себе в балетки, чтобы их никто не мог обнаружить, а через какое-то время передавала все полученное третьим лицам.
Самой лучшей аудиторией, которая когда-либо собиралась на моем выступлении, была именно та, которая не проронила ни звука за время моего номера,
— вспоминала Хепберн.
Одри прекрасно понимала, что все эти передачки рано или поздно могут быть обнаружены. Наказание за подобные действия было последовательным и логичным — смерть. Но что-то необъяснимое двигало девочкой в тот момент…
Как и всеми остальными людьми, которые были готовы отдать жизнь ради лучшего будущего. Сложно представить 14-летнюю девочку, которая явно не была готова к войне, но все же стала своего рода агентом-курьером. Пронося в обуви важную информацию, она всякий раз подвергала себя опасности.
Война закончилась. И довольно скоро имя Одри Хепберн услышал весь мир — она стала звездой кинематографа, но воспоминания о том переломном этапе актриса пронесла через всю жизнь. В интервью Одри даже вспоминала, что в тяжелые периоды жизни, когда казалось, что все вокруг рушится, она переносилась в мыслях в Арнхем.
И тогда ощущение безвыходности тут же улетучивалось.
Если тебе понадобится рука помощи, знай, она у тебя есть, твоя собственная. Когда ты станешь старше, ты поймешь, что у тебя две руки: одна, чтобы помогать себе, вторая, чтобы помогать другим,
— завещала актриса.