«Любопытная варвара»: история одного шарфа

«Любопытная варвара»: история одного шарфа

Доброго дня вам, поклонники волшебного фонаря — источника информации и разнообразного entertainment для почтеннейшей публики после трудов праведных. Ненадолго отлучилась я от голубого отечественного экрана, чтобы, объехав загнивающую Европу с ее заплесневелым сыром и табуированным хамоном, вернуться в жесткое кресло телекритика.

За время моих скитаний по свету зритель успел насладиться первыми премьерами, припасенными на сезон осенними цыплятами, и нашел укрытие от тяжелого дыхания кризиса в потусторонней телевизионно-фантазийной реальности. Бурное разочарование постигло поклонников всенародного любимца — проекта «Голос». Смена жюри оказалась роковой, и вместо конкурсантов телезрители принялись обсуждать ужимки Полины Гагариной, истово пытающейся копировать покинувшую проект Пелагею, и неуместные лапидарно-кабацкие реплики Лепса, снизившие градус профессионального оценочного мнения до уровня немотивированных лайков «ВКонтакте».

Свежим бризом с Ла-Манша пахнул было «Лондонград», но «за время пути собака смогла подрасти». Реальность шагнула вперед, не дожидаясь окончания монтажа. Галоп фунта, евро и примкнувшего к ним доллара превратили туманный Альбион в инопланетную реальность, до которой не всякий сможет дотянуться, тем более махнуть на выходные прогуляться по Оксфорд-стрит и заглянуть в Tate gallery, а тем более отправить отпрысков погрызть зарубежный гранит науки.

Бивалютная корзина ушла в пике, а наши геополитические обиды затронули в том числе и родину Шекспира. Но замах был неплохой. Никита Ефремов не посрамил мужскую родовую ветвь: современно, стильно, свежо, атмосферно, авантюрно. Действие наконец-то вырвалось из милицейско-больничных интерьеров, в которых тесно уже не только актерам, но и зрителям.

Иван Подушкин кисти несравненной Дарьи Донцовой в чисто английских декорациях. Ностальгично для тех, кому Лондон теперь не по карману. При всем обаянии и свежести задумки до зарубежных аналогов детективно-интеллектуального жанра немного не дотягивает.

Разнополые напарники, распутывающие сложные дела в «Менталисте» и «Касле», все равно как-то роднее.

Кстати, о парном катании в детективно-ироничном жанре. Рецепт, казалось бы, прост: берем известных возрастных актеров на главные роли, минимизируем количество убийств, крови, расчлененки и превращаем главную героиню в мисс Марпл отечественного разлива, способную распутать преступный клубок силой аналитической мысли. Соратник обычно симпатизирует ей и оказывает посильную поддержку.

 Из запомнившихся — дуэты Фрейндлих — Говорухин («Женская логика») и Неелова — Векслер («Предлагаемые обстоятельства»). Жанр — легкий, опереточный, слез и глубоких переживаний не предполагающий, к раздумьям о судьбах отечества не зовущий. Имеет право на существование. Хорош при занятиях рукоделием.

 С легкой руки плодовитой Дарьи Донцовой, породившей серийных любительниц частного сыска типа Виолы Таракановой, Евлампии Романовой и иже с ними, — востребованный женской аудиторией «50+».

«Любопытная Варвара» с Еленой Яковлевой из этого же букета. Первые два сезона мы уже видели, бодрую пенсионерку Варвару Ивановну почти полюбили, угадывая в ней повзрослевшую, но не утратившую задора и обаяния всенародную Настю Каменскую. Теперь подоспел новый цикл.

Сказать, что получился шедевр, рука не поднимается, хотя и ожидания были невелики, и снисхождение к легкому жанру присутствовало. Понимаешь, с одной стороны, что в современном сериалостроении дефицит серьезных возрастных ролей. В тренде гладкие лобики, пухлые губки, фигура недоношенного олененка — чтобы глаз радовался и эстетически отдыхал.

Далее, вслед за цветущей юностью, крупногабаритного свойства и простецкого воспитания бабки в кофтах, призванные суетливо хлопотать на кухне и оттенять прелесть молодого поколения, позирующего на первом плане. Середины, увы, нет. Тем более что по нынешней сериальной моде камера чуть ли не в рот героям въезжает, делая акцент на крупных и суперкрупных планах.

Зритель хочет лакированной картинки, отсутствия морщин, голливудских улыбок — в общем, понарядней: мешки под глазами и второй подбородок у самих имеются. И если Елена Яковлева в роли бодрой новоиспеченной пенсионерки с ухватками интердевочки пополам с Настей Каменской вполне озорно ведет свою роль, благодаря своей обаятельной энергетике, то на ее партнера-ухажера совсем неудобно смотреть.

 Это вам не бравый Хаев из первых серий — харизматичный и яркий, способный растопить сердце нашей мисс Марпл. Бедный Юрий Нифонтов никак не тянет на героя-любовника — в роли недотепы он более органичен. Если в первом сезоне фильм смотрелся как комедия положений и вызывал улыбку, то третий сезон, решенный в излишне гротесковой манере, несколько сместил акценты.

 До комедии не дотягивает, в мелодраму не веришь, для детектива легковесен и местами нелогичен. Этакий капустник в санатории «Грачи».

Хотя предназначение свое сериал выполнил: восемь серий — и шарф связан. К встрече осенней прохлады готовы!

Ксения Маевская

▶️ Любопытная Варвара — 1 сезон (все серии) — Детектив | Фильмы и сериалы

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: