Кино недели: наша «спарта», корейская «служанка» и хоррор «не дыши»
Наш кинообозреватель рассказывает, чего ждать от нашей «Спарты», почему корейскую «Служанку» можно сравнить с «Нимфоманкой» Ларса фон Триера и напугает ли нас новый хоррор «Не дыши».
«Спарта»
Боец без правил Николай (Николай Кудряшов) становится чемпионом мира по боям без правил, после чего слышит сальное замечание в адрес своей жены и решает объяснить наглецу, что тот неправ, с помощью кулаков. Происходит драка, один из хамов отправляется в реанимацию, а свежеиспеченный чемпион — в тюрьму. Через три года Николай выходит на свободу и устраивается работать тренером в спортзал к своему другу (Денис Никифоров, знакомый нам по роли тренера в «Молодежке»).
Хорошо хоть, что не физруком в школу. Казалось бы, перед нами типичная спортивная драма, где герой оказался на дне и сейчас будет превозмогать, доказывать всем и себе, что он лучший, и карабкаться к успеху. Но нет, героического преодоления трудностей мы здесь не увидим.
Николай вполне комфортно устроится на должности тренера, которая досталась ему без какого-то труда. Вскоре у него сама собой появится новая спутница жизни (певица Наталия Власова), которая (вместе со всей романтической линией) смотрится в фильме про брутальных мужчин и мордобой, как розовый бантик на шее питбуля. Ближе к концу фильма Николай узнает о новом виде командных единоборств (такой вот оксюморон) под названием «Спарта» и впряжется поучаствовать вместе с друзьями.
Кадр из фильма «Спарта»
В роли друзей Николая выступают: Денис Никифоров из боксерской драмы «Бой с тенью»; Владимир Епифанцев, полюбившийся определенным слоям интернета благодаря «Зеленому слонику», и Максим Коновалов из «Бумера». И, честно говоря, эти трое как актеры на голову выше исполнителя главной роли.
В подготовке к возвращению на ринг, равно как и в самом турнире, тоже нет ни капли драмы, но мы хотя бы видим попытки создать ее с помощью показушно мужской риторики в духа «брат за брата», похлопываний по плечам, суровых мужицких обнимашек и других проявлений командного духа. Тем не менее, как и все остальное в этом фильме, финальная победа дается Николаю без натужного превозмогания, а потому имеет пресный вкус и ничего не пробуждает в игре зрителя.
Николай Кудряшов, выступающий качестве режиссера картины и одновременно играющий в ней главную роль, сам в прошлом был бойцом и даже чемпионом мира по боям без правил. Возможно, Николаю захотелось снять кино, в котором у его альтер эго все хорошо: и деньжата водятся, и друзья верные, и меркантильная стерва-бывшая сама свинтила подальше, а на ее место пришла новая красотка, еще лучше, и любит она его не за деньги. Играть в таком фильме Николаю, должно быть, было приятно.
Но вот смотреть его будет интересно только самому Кудряшову.
Кадр из фильма «Спарта»
«Не дыши»
В умирающем Детройте с работой туго, поэтому трое молодых людей промышляют квартирными кражами. Алекс (Дилан Миннетт) добывает инсайдерскую информацию и ключи от домов — жертвы ограблений пользуются охранной системой, которую устанавливала фирма его отца. Роки (Джейн Леви) способна забраться в любую форточку, как заправская Женщина-кошка — она же по замыслу режиссера должна вызвать у зрителя сочувствие своей непростой ситуацией в семье.
Мани (Дэниэл Дзоватто), туповатый любовник Роки, осуществляет сбыт награбленного.
Обычно Алекс следит за тем, чтобы его подельники не особо зарывались, чтобы не подвести себя под более тяжелую статью. Но он решает сделать исключение из своих правил, услышав, что в полузаброшеном доме на окраине живет дед — слепой и жутко злой, как в песне группы «Король и Шут», — который хранит у себя несколько сотен тысяч хрустящих зеленых бумажек. Юных грабителей не смущает мысль о том, что они будут воровать у незрячего ветерана, или то, что деньги он получил в качестве судебной компенсации за жизнь единственной дочери, которую сбила машина.
Кадр из фильма «Не дыши»
Троица главных героев кормит охраняющего дом ротвейлера колбасой со снотворным и забирается внутрь. На их беду слепой старик (Стивен Лэнг, игравший полковника Куорича в «Аватаре») просыпается, быстренько перекрывает все входы-выходы (напрасно оболтусы не всполошились при виде многочисленных засовов и замков), берет в руки пистолет и начинает реализовывать данное ему Конституцией право на защиту неприкосновенности жилища.
Режиссер Федерико Альварес сделал себе имя, сняв ремейк культового хоррора «Зловещие мертвецы», после чего продолжил трудиться на ниве ужасов, работая над сериалом «От заката до рассвета». Иными словами, пугать зрителя он умеет, и не только ведрами крови или внезапными скримерами — этого в «Не дыши» по-минимуму. Альварес проделал достойную уважения работу: будучи ограниченным стенами дома и четырьмя персонажами, он создает историю, в которой каждая мелочь играет свою роль в назначенное время, и зритель находится в таком напряжении, что забывает дышать.
Кадр из фильма «Не дыши»
В фильме не так много диалогов, ведь слепой старик ориентируется на слух и желающим выжить лучше не издавать никаких звуков. Поэтому актерам приходится показывать страх мимикой, играть лицом и телом. Это особенно хорошо получается у Лэнга: его персонаж, несмотря на слепоту, движется с ловкостью Сорвиголовы из одноименного сериала и выглядит опасным хищником, а не беспомощной жертвой.
Когда отчаявшиеся грабители сбегут от него в подвал дома и поймут, что старик скорее убьет их, чем позволит разболтать свою тайну, вы уже не будете помнить, что они вообще-то преступники. Вы просто будете искренне бояться за них. А ведь ради этого вы и ходите на ужастики, не так ли?
«Служанка»
Корейский режиссер Пак Чхан-ук уже не первый раз вдохновляется творчеством западных писателей: мы все помним, как он снял по мотивам «Графа Монте-Кристо» зрелищный и драматичный триллер «Олдбой». На этот раз вкусы господина Пака оказались весьма специфичны: он выбрал в качестве объекта вдохновения роман «Тонкая работа» писательницы Сары Уотерс.
Для тех, кто не знаком с ее в высшей степени занимательным творчеством, поясним: книги госпожи Уотерс посвящены главным образом теме однополой любви в декорациях викторианской Англии. Впрочем, корейскому маэстро корсеты и шляпки с вуалью неинтересны, так что он переносит действие фильма в Корею 30-х годов прошлого века, оккупированную Японией.
Кадр из фильма «Служанка»
В центре повествования — пара проходимцев: мошенник-кореец, притворяющийся знатным японцем Фудзиварой, проходящим под когноменом Граф (Ха Джон-у), и потомственная воровка Суки (Ким Тхэ-ри). Граф пристроил свою подельницу служанкой к богатой леди Хидеко (Ким Мин-хи), наказав Суки устроить все так, чтобы эта самая леди влюбилась в него и вышла за него замуж. Но леди делает ход конем и начинает проявлять вполне конкретный интерес не к шаблонному ухажеру, а к скромняжке-служанке.
Крутящихся вокруг темы секса сцен в этой картине, пожалуй, едва ли не больше, чем в «Нимфоманке» фон Триера. Начнем с того, что дядюшка леди Хидеко, обладатель кустистых бровей и тонких злодейских усиков Кузуки (Чо Джин-ун), очень любит литературу определенного толка — ту, в которой используются эвфемизмы вроде «нефритового жезла» и «врат наслаждения».
Любит настолько, что регулярно собирает гостей на чтения подобных произведений, и в роли чтеца с юных лет выступала бедняжка Хидеко, которой к тому же приходилось иллюстрировать самые интересные с точки зрения композиции сцены, используя в качестве партнера деревянный манекен. Конечно же, такое действо не оставляло слушателей безучастными — их посещали разнообразные фантазии (в том числе с участием Хидеко), которые Пак Чхан-ук с удовольствием выводит на экран.
Кадр из фильма «Служанка»
Но было бы глупо видеть в «Служанке» только историю старого извращенца-библиофила или далекие от невинности забавы двух девиц. Это не «Пятьдесят оттенков серого» — здесь пикантные сцены не служат заменой вменяемому сюжету и проработанным персонажам, а дополняют многослойную историю. Пак играет со своими актерами в театр марионеток и так ловко запутывает нити, что становится сложно понять, кто здесь кукловод, а кто — кукла.
Неоднократно по его команде повествование делает крутой поворот, заставляющий воскликнуть: «Да ладно!». Но при этом ни разу такой маневр не выглядит натянутым или неестественным.
Единственный недостаток фильма — это немилосердная по отношению к зрителю длительность в два с половиной часа. Если вы готовы высидеть столько, любуясь на цветение сакуры и интриги луноликих красавиц, фильм вас не разочарует.
Леонид Кискаркин