Каннский дневник: снятый женщиной-режиссером итальянский фильм «счастливый лазарь» вырвался в лидеры смотра
Нынешний Каннский фестиваль до сего момента шел довольно тихо и ровно: картины, отобранные в конкурс, почти вcе в основном добротные и равны друг другу по качеству. И вот на киносмотре показывают ленту полуитальянки-полунемки Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь» — и ты понимаешь: все предыдущие фильмы были разминкой — настоящий катарсис тебя разорвет именно сейчас.
Вкусные пейзажи провинции, которые мы не раз видели в картинах Пазолини и Росселлини, лица, словно сошедшие с картин Караваджо, роскошь и нищета, которые только в итальянском кино так органично уживаются в кадре…
Актриса Николетта Браски, режиссер Аличе Рорвахер и актриса Альба Рорвахер на премьере фильма «Счастливый Лазарь» на 71-м Каннском кинофестивале
Деревушка Инвиолата выращивает табак. Деревушка — всего-то 54 человека, и все они — рабы маркизы де Луны, у которой тут поместье и дом, напичканный антиквариатом. Маркиза не то чтобы сатрап и деспот — она даже иногда сельским детям книжки читает. Но вот работников своих держит в черном теле: одеты они чуть ли не в лохмотья, спят вповалку, свет единственной лампочки экономят, перенося из комнаты в комнату.
При этом нищие живут гораздо счастливее своих хозяев — плодятся и размножаются, играют свадьбы, поют серенады под окнами любимых… А вот маркиза со своим довольно мерзким тощим сыном Танкреди ходят с постными лицами, не улыбаются, цедят что-то сквозь зубы. Снобы — что с них взять…
Впрочем, одному из местных жителей — юноше Лазарю, отличающемуся особенно кротким нравом, — удается завести дружбу с хозяйским сыном. Лазарь — человек, глядящий на мир огромными распахнутыми глазами, — видит в людях только хорошее, доброе, он услужлив, всем пытается быть полезным, и когда молодой маркиз инсценирует собственное похищение, чтобы выбить из мамочки денег, простодушно ему помогает.
Актриса Альба Рорвахер на фотоколле фильма «Счастливый Лазарь» на 71-м Каннском кинофестивале
А вот дальше фильм из довольно жизненной истории в духе «ХХ века» Бертолуччи станет потихоньку превращаться в притчу. Как и герой-тезка из библейской истории, Лазарь умрет, а потом воскреснет. Волк, загадочно появляющийся в кадре в самые значительные моменты этой истории, отвечает тут за чудеса, и кто скрывается за красивой лохматой мордой — провидение или Святой дух, зритель волен гадать сам.
Очнувшийся из небытия Лазарь обнаружит, что деревушка Инвиолата опустела, дом маркизы разграблен. По простоте душевной Лазарь даже поможет ворам перенести награбленное в машину. Юноша же не знает, что в мире есть ложь, обман, предательство, подлость… Он — это такой итальянский князь Мышкин — воплощение доброты и милосердия, и его тоже считают идиотом.
Общение с грабителями тем не менее выведет Лазаря на новое жилище бывших обитателей деревеньки. Только выяснится, что все повзрослели на десятки лет, а Лазарь так и остался юношей. Найдет он и своего названого брата маркиза Танкреди, который превратился в упитанного седого мужчину, и выяснит, что бывший хозяин стал банкротом. Ради дружбы и братства итальянский «идиот» готов пойти на все…
Команда фильма «Счастливый Лазарь» на премьере на 71-м Каннском кинофестивале
Картина сделана поэтично, образно, метафорично, ее, скорее, можно назвать кинофреской, а не фильмом. Аличе Рорвахер, за плечами которой философское образование, удалось сделать заметное высказывание о том, что святые живут среди нас, удивительное — рядом, только разуйте глаза. Но люди, как всегда, слепы, даже те, которые по призванию обязаны быть зоркими. В фильме есть замечательный эпизод, когда плененная красивой органной музыкой компания нищих во главе с Лазарем заходит в церковь.
Но монахини прогонят нежданных и не очень опрятных посетителей. Органист попытается продолжить извлекать из инструмента звук, но музыка улетучится из этого места, ведь тут нет доброты. Она уйдет за Лазарем…
Конечно, мысль Аличе Рорвахер о том, что чудо живет рядом с нами, не нова: до нее были Достоевский, Сервантес и много кто еще. Но дань итальянским кинотрадициям, которую отдает Рорвахер, образность и красота картинки, актерская игра (в фильме снялась старшая сестра Рорвахер Альба и прекрасный Адриано Тардиоло) делают этот фильм уникальным.
Исполнитель роли Танкреди Лука Чиковани на премьере фильма «Счастливый Лазарь» на 71-м Каннском кинофестивале
Рорвахер всего 36 лет, в 2014 году ее картина «Чудеса», которая только сейчас выходит в российский прокат, уже брала Гран-при Каннского фестиваля. Но «Счастливый Лазарь» — это уверенная заявка на главный приз Каннского фестиваля «Золотую пальмовую ветвь».
Илона Егиазарова, Канны