Календарь сплетника: история титаника
99 лет назад, в этот самый день (вернее, вечер) произошло столкновение легендарного Титаника, парохода компании White Star Line, с айсбергом. Спустя менее чем три часа корабль пошел ко дну.
Колокол с Титаника
Украшения, найденные на Титанике
Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании HarlandWolff, в Белфасте. 31 мая 1911-го гигантский корабль был спущен на воду, а второго апреля 1912 прошел ходовые испытания. Корабль был чудом инженерной мысли и считался непотопляемым — все дело было в 16-ти условно водонепроницаемых отсеках (водонепроницаемость обеспечивали 15-ть переборок в трюме).
Пространство между дном и настилом второго дна разделяли продольные и поперечные перегородки, создающие 46 отсеков. Все перегородки были настолько прочными, что должны были выдержать давление воды при получении пробоины.
Мощность паровых машин и турбины этого чудо-корабля составляла более 50 тысяч лошадиных сил.
Титаник
10 апреля 1912 года Титаник вышел в свое первое и последнее плавание из Саунтгемптонского порта. На его борту было 922 пассажира. Немного позже лайнер сделал остановку в Шербуре, чтобы взять на борт еще более 300 пассажиров и почту (всего на борту на момент крушения было 2 224 человека, из них пассажиров — 1 318, членов команды — 908).
В плавание на Титанике отправились многие знаменитости того времени, в том числе миллионерша Маргарет Браун (после крушения лайнера она получила прозвище Непотопляемая). Маргарет стала прототипом Молли Браун в фильме Титаник Джеймса Кэмерона, ее сыграла Кэти Бейтс. Настоящая Браун купила билет на корабль в последний момент — она узнала, что ее внук болен и решила немедленно отправиться в Штаты.
Вечером 14 апреля Маргарет пораньше вернулась в каюту, чтобы почитать. После столкновения с айсбергом, она, вместе со всеми, выбежала из каюты. Однако многие были уверены, что ничего страшного не произошло.
Когда же пассажиры поняли, что случилось страшное, Браун стала активно помогать сажать людей в шлюпки, мотивируя это тем, что ежели случится самое страшное, она выплывет. Однако кто-то насильно втолкнул ее в шлюпку номер шесть. После крушения корабля именно она уговаривала старшего в лодке вернуться и подобрать тонущих.
А потом нашла способ согреваться — она приказала по очереди грести всем, даже женщинам, что, несомненно, помогло им той страшной холодной ночью.
Кэти Бейтс в роли Молли Браун
После того, как шлюпки подобрала Карпатия, Маргарет развила бурную деятельность: составляла списки выживших, собирала деньги для тех, кто во время крушения потерял все. В итоге, к моменту прибытия в Нью-Йорк ей удалось достать для пострадавших порядка 10 тысяч долларов — серьезная сумма по тем временам. А еще позже она создала Фонд спасшихся с Титаника, названный ее именем.
Несмотря на то, что она пережила такую страшную катастрофу, до конца жизни Маргарет много путешествовала, помогала бедным, во время Первой мировой входила в американский Комитет по освобождению Франции… Скончалась Маргарет Тобин Браун в 1932 году в возрасте 65 лет. Причиной смерти стала опухоль мозга.
Самым богатым пассажиром на борту Титаника был американский миллионер Джон Джекоб Астор IV. В 1911 году он женился на женщине гораздо моложе себя, и они отправились в свадебное путешествие — были в Египте, объездили Европу (с ними, кстати, была и Молли Браун). Во время тура жена Джона Мадлен забеременела и настояла на том, чтобы ребенок родился в Штатах.
Тогда супруги приобрели билеты на Титаник.
Беременную женщину посадили в шлюпку, Астор поинтересовался, может ли он сесть в лодку вместе с женой, но ему отказали. Он записал номер шлюпки, чтобы позднее найти жену…
Последний раз Джона Джекоба Астора видели живым в 1:55 ночи 15 апреля. Его тело было обнаружено 22 апреля 1912 года. Мистер Астор был похоронен в Нью-Йорке.
В августе 1912 года Мадлен Астор родила сына.
Еще один известный персонаж на Титанике — бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм. Он тоже послужил прообразом одного из персонажей фильма Кэмерона. Помните, когда катастрофа уже началась и стало ясно, что худшее неизбежно, двое мужчин переоделись во фраки и отправились пить виски, отказавшись надевать спасательные жилеты?
Это были Гуггенхайм и его камердинер. И действительно перед смертью Бенджамин изрек:
Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены.
Тела самого Бенджамина, его камердинера и шофера так и не были обнаружены.
Принять смерть без паники предпочел еще один господин — журналист Уильям Томас Стид, один из пионеров журналистских расследований. Он внес немалый вклад в профессию и в мировую культуру. Во время крушения он помогал сажать женщин и детей в шлюпку, а позже отправился в курительную комнату.
Там его видели в последний раз — он читал книгу.
Примерная хронология событий, случившихся на Титанике, известна многим — и еще раз спасибо за это кино.
С самого утра воскресенья 14 апреля поступали сообщения, что в районе пути следования лайнера дрейфуют льды. Температура вечером понизиласьпримерно до нуля градусов, и второй помощник капитана Эдварда Джона Смита Чарльз Латойллер велел сотрудникам машинного отделения следить за системой пресной воды — дабы та не замерзла, а затем отдал приказ впередсмотрящим наблюдать за появлением льдов. Чарльз отправился спать, его сменил первый помощник капитана Уильям Мердок.
В 23:40 произошло роковое столкновение…
Лорд Пирри и Эдвард Джон Смит на Олимпике
Портрет капитана Смита
Сразу после полуночи было приказано расчехлить шлюпки и созвать пассажиров и членов команды. Капитан отдал приказ сначала сажать в шлюпки женщин и детей, и лишь затем всех остальных. Шлюпок бы и так хватило лишь на половину пассажиров Титаника, и некоторые из них загружались всего на треть.
Таким образом, спаслось гораздо меньше людей, чем могло бы.
Капитан Смит погиб во время крушения, помощник Мердок тоже. Как именно они ушли из жизни, неизвестно. Существует версия о самоубийстве одного из них (в фильме у Кэмерона застрелился Мердок).
Также, согласно книге Роберта Балларда The Discovery Of The Titanic, Смит за несколько минут до окончательного погружения судна, отправился на капитанский мостик, где и принял смерть.
Чарльз Латойллер выжил в катастрофе. Он стал старшим по званию выжившим офицером с корабля и поэтому — главным свидетелем по обоим (британскому и американскому) расследованиям гибели Титаника.
В 2:20 15 апреля Титаник затонул. В 4:10 утра корабль Карпатия, двинувшийся на помощь Титанику, обнаружил первую шлюпку. В 8:30 была подобрана последняя шлюпка.
Всего после крушения Титаника выжило чуть более 700 человек. Спаслись почти все женщины из кают первого и второго класса, большинство женщин и детей из кают третьего класса погибло.
Выжившие после крушения Титаника
В 2006-м скончалась последняя женщина, которая помнила эту катастрофу — на момент крушения ей было пять лет. В 2009-м умерла последняя из уцелевших пассажиров Титаника. Она пережила катастрофу в возрасте двух с половиной месяцев.
Причин крушения называют множество. Айсберг был замечен впередсмотрящим слишком поздно (возможно, и из-за отсутствия бинокля), так что команда не успела избежать столкновения. Дело еще и в том, что ночь была безлунная и безветренная — будь ситуация другой, впередсмотрящий наверняка бы заметил барашки вокруг ледяной глыбы.
Плюс ко всему, Титаник столкнулся с так называемым черным айсбергом — то есть, перевернувшемся таким образом, что на поверхность попала его темная подводная часть.
Разумеется, столь серьезная катастрофа не могла не породить теорию заговора. Говорили, что гибель Титаника — дело рук боссов White Star Line и что на самом деле затонул не Титаник, а его брат Олимпик (Олимпик — первый корабль класса Олимпик, двумя другими стали Титаник и Британник). В 1911-1912 годах компания White Star терпела серьезные финансовые потери. Тогда ее руководство решилось на авантюру.
Вместо Титаника в океан отправили Олимпик, который незадолго до этого потерпел столкновение с английским крейсером, но повреждения его были несущественными. Бизнесмены хотели побольше повредить корабль, дабы получить страховку, которая смогла бы разрешить все денежные проблемы компании. Но, конечно, такого страшного исхода не предполагалось.
В общем-то, абсурдность этой версии очевидна. Но опровергнуть ее до конца до сих пор не удается — несмотря на то, что многие пассажиры Титаника до рокового рейса плавали на Олимпике и наверняка бы заметили, если бы это был он; и то, что на корабле находились первые лица White Star, которые, если бы это был подлог, вряд ли согласились бы подвергать себя опасности. Опять же, со дна Атлантики были подняты детали, на которых был выбит номер 401 (это строительный номер Титаника, у Олимпика это номер 400).
Об этой теории заговора существует множество научно-популярных фильмов. Да и в принципе о Титанике снято множество картин. Первая из них появилась еще в 1914-м году. Это лента Спасшаяся с Титаника с Дороти Гибсон в главной роли.
Интересно, что актриса действительно была пассажиркой лайнера и спаслась. По сюжету, ее героиня отправляется в плавание на знаменитом пароходе и спасается после крушения. Однако теперь родители девушки выступают против ее замужества, так как она собирается связать свою жизнь с моряком.
Спустя год вышла еще одна картина о Титанике, сняли ее итальянские мастера киноидустрии.
В 1943-м министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс приказал снять ленту Титаник, чтобы доказать некомпетентность Великобритании. По сюжету, директор White Star Брюс Исмей приказал капитану корабля Эдварду Смиту вести судно на максимальной скорости. Когда были получены первыепредупреждения о ледовой опасности, капитан оказался перед решением:стоит ли рисковать безопасностью лайнера в угоду Исмею?
И, судя по всему, по версии Геббельса, решил, что довольство Исмея важнее.
Первый режиссер фильма Герберт Селпин был недоволен сценарием и выступил с резкой критикой Третьего рейха. Вскоре его арестовали. После ареста его обнаружили повешенным в своей камере. Что это было — убийство или самоубийство — неизвестно до сих пор.
Работу над картиной заканчивал другой режиссер.
После поражения Германии во Второй мировой фильм был запрещен к показу вплоть до 1950-х годов.
В 1953-м вышел первый масштабный фильм об этой катастрофе. Главная героиня картины, мать двоих детей Джулия Стерджес, решила отправиться в Америку в поисках лучшей жизни. Ее муж не пожелал расставаться с детьми и тоже сел на Титаник.
Лента получила премию Оскар в номинации Лучший сценарий.
Титаник 1953 года
В 1996-м историю Титаника вновь решили экранизировать. На этот раз, американцы сделали двухсерийный телефильм с Кэтрин Зетой-Джонс в главной роли. Фильм имел достаточно серьезный успех, история любви и история катастрофы пришлась зрителям по вкусу…
Титаник 1996 года
Но этот фильм оказался, своего рода, предтечей чуть ли не главного события кинодесятилетия — речь о Титанике Джеймса Кэмерона, вышедшем в 1997 году и собравшем 11 Оскаров (из 14-ти номинаций). Режиссер вложил в фильм и деньги, и душу (но, кстати, приоритетным интересом для него было погружение к останкам настоящего корабля). Как, ясное дело, и актеры.
Не зря же Роуз и Джека назвали самой романтичной парой за всю историю кино!
Титаник 1997 года
Кстати, все картины Джека, на самом деле, рисовал Джеймс Кэмерон