Календарь сплетника: деннис хоппер
Сегодня великолепному, неоднозначному, эпатажному и удивительно талантливому актеру (а еще режиссеру и сценаристу), одному из главных голливудских бунтарей прошлого века Деннису Хопперу могло бы исполниться 75 лет. Увы, он не дожил до сегодняшнего дня – неповторимый Деннис скончался в прошлом году, в конце мая. Но не будем о грустном.
Лучше вспомним как этот безумец от кино прожил свою жизнь.
Именно кино, по большому счету, и было жизнью Денниса. Он снимался с совсем юных лет. Сначала – в сериалах, затем, в 1955-м году он дебютировал в кино – в фильме Бунтовщик без причины. Он-то и принес молодому актеру широкую известность. Кроме того, эта лента подарила Хопперу Друга. Напомним, что главную роль в ней сыграл Джеймс Дин.
Они сошлись с Деннисом, а после смерти Дина Хоппер не раз воскрешал его на экране, заимствуя для своих персонажей какие-то черты безвременно ушедшего друга.
С Дином Хоппер встретился и в следующем своем фильме – знаменитом Гиганте. Там же снималась и великолепная Элизабет Тэйлор.
Затем была Перестрелка в О. К. Коралл, История человечества и, наконец, Из ада в Техас. После последнего Хоппер познал, что значит быть персоной нон-грата. Дело в том, что молодой актер, окончив школу Ли Страсберга, неожиданно для многих стал на съемочной площадке перфекционистом (многие связывают это с влиянием режиссеров французской новой волны).
Так вот, он измотал съемочную группу до такой степени – постоянными пересъемками и требованием дать ему возможность поимпровизировать – что потом с ним попросту никто не хотел работать. А ведь Деннис конкретно в этом фильме стремился к лучшему – уйти от избитого образа трудного подростка и открыть что-то новое!
Из ада в Техас
Но пусть с Деннисом многие не желали иметь дела, некоторые на это отваживались. Так, в 1960-м он снялся в фильме Главный свидетель, в 1961-м – Ночное течение, 1965-м – Сыновья Кэти Элдер, в 1966-м – Кровавая королева, в 1967-м – Трип и некоторых других вестернах и музыкальных картинах. К 1969-му Хоппер скопил немного денег, пригласил друзей Питера Фонду и Джека Николсона и взялся за съемки собственного фильма (кстати, Питер помогал Деннису еще и в написании сценария).
Это был легендарный, этапный для кинематографа 1960-х Беспечный ездок.
Главный свидетель
Трип
История двух друзей, которые путешествуют на мотоциклах по Америке, покорила зрителей. Можно было утверждать, что Хоппер с триумфом вернулся в киноиндустрию. Лента, кстати, была номинирована на Золотую пальмовую ветвь и получила приз за лучший дебют на Каннском кинофестивале.
Беспечный ездок
Однако возвращение омрачилось тем, что Хоппер начал буянить. Попросту говоря, 1970-е он провел в безумном алкогольном и наркотическом угаре. Сам актер никогда особо не скрывал своих пороков:
Все мои кумиры юности были наркоманами и алкоголиками. Когда я начинал играть Шекспира в 13 лет, первые истории, которые я слышал, были о великих английских актерах. И мне казалось, что все они — кучка алкашей.
Таким образом, я немедленно пристрастился к бутылке, и позволил этому пройти со мной через всю карьеру.
Продюсеры снова его боялись, он считался очень нестабильным актером. И все же, несмотря на перманентное состояние нетрезвости, Деннис в 1970-х успел поиграть у великих режиссеров – скажем, он снялся в Американском друге Вима Вендерса и Апокалипсисе сегодня Фрэнсиса Форда Копполы. Кроме того, он появился в Другой стороне ветра Орсона Уэллса, а также нескольких фильмах, которые, кажется, не могли претендовать на то, чтобы войти в историю кино.
Американский друг
Апокалипсис сегодня
Стоит также заметить, что в 1971-м вышел второй фильм Хоппера-режиссера Последний фильм, но он не имел большого успеха. А в 1980-м он снял великолепную драму Как гром среди ясного неба. Картина претендовала на Золотую пальмовую ветвь.
Как гром среди ясного неба
В начале 1980-х Деннис понял, что с ним не все ладно, и прошел курс реабилитации от своих зависимостей. К 1983-м он предпринял еще одно возвращение. И оно получилось ярким – Деннис сыграл в Бойцовой рыбке, Штормовых наездниках, сиквеле Техасской резни бензопилой, криминальной драме На берегу и множестве других фильмов.
Но одной из главных работ 1980-х (а некоторые критики полагают, что и всей жизни) для Хоппера стала роль в Синем бархате Дэвида Линча.
Бойцовая рыбка
Штормовые наездники
Техасская резня бензопилой 2
На берегу
Роль Фрэнка Бута была чуть ли не проклятой. Никто из актеров, которым предлагали ее сыграть, и не думал соглашаться – уж слишком отталкивающим они считали Фрэнка. Хоппер же согласился сразу со словами:
Я сыграю Фрэнка, потому что я и есть Фрэнк!
И он не лукавил – Фрэнк получился безупречным. А его фраза Don`t You Fukin` Look At Me!!! попала в сотню самых знаменитых высказываний в кинематографе.
Синий бархат
За роль в Синем бархате Хоппер был номинирован на Золотой глобус. В том же, 1987-м году, его номинировали на эту же премию за еще одну работу – в картине Команда из штата Индиана. За Команду Деннис, кстати, мог получить и Оскара как лучший актер второго плана.
Команда из штата Индиана
Также 1980-е ознаменовались еще одной режиссерской работой Денниса – картиной Цвета с Шоном Пенном в главной роли. Она вышла в 1988-м, а спустя два года Хоппер снял еще два фильма – Обратный след и Горячее местечко.
Цвета
Обратный след
В 1990-х уже зрелый Хоппер от души веселился. В основном, он играл маргинальных персонажей или абсолютно карикатурных злодеев. Так, в 1990-м он сыграл бунтаря-хиппи, которого преследует ФБР за преступление 20-летней давности в комедии Флэшбек.
Также он сыграл в лентах Полночная жара, Придорожное заведение, Настоящая любовь, Найти и уничтожить, Баския, Эд из телевизора и многих других. Особенно массовому зрителю запомнились его работы в лентах Скорость и Водный мир. Правда, за последний Деннис получил Золотую малину.
Флэшбек
Полночная жара
Придорожное заведение
Настоящая любовь
Скорость
Водный мир
Найти и уничтожить
Баския
Кроме того, в 1994-м Хоппер поставил комедию Конвоиры и сам же снялся в одной из небольших ролей в ней.
Конвоиры
Несмотря на возраст, Деннис и не думал прерывать карьеру в 2000-х. За последние 10 лет жизни он принял участие чуть ли не в 50-ти (!) проектах. Среди них триллер Страх над городом, приключения Язон и аргонавты, драма Лео, ужасы Беззвучный крик, криминальная драма Мертвый сезон, комедия Американский выскочка и многие другие.
В нынешнем году должен выйти последний фильм с участием Денниса – Последний кинофестиваль. Всего же за свою жизнь Хоппер приложил руку почти к трем сотням картин. Почти рекордный показатель!
Беззвучный крик
Мертвый сезон
Американский выскочка
Вообще, Деннис Хоппер, думается, был таким человеком, которому всего было мало – и работы, и женщин, и приключений (не всегда в хорошем смысле этого слова). Деннис был женат пять раз, причем, один из них – 10 дней. Со своей последней женой Хоппер провел 14-ть лет.
И при этом под конец жизни, несмотря на то, что у них была дочь, захотел развестись!
В зрелом возрасте Деннис увлекся другими видами искусства — живописью и фотографией. Причем, как коллекционировал чужие работы, так и создавал свои. Не раз проходили выставки его фотоснимков.
А в конце жизни он сумел справиться с тяжелейшим трудом — отредактировал 546-страничную книгу фотографий.
Деннис Хоппер умер от рака предстательной железы. Незадолго до его смерти открылась его звезда на Аллее славы в Голливуде. Сейчас дело отца продолжает один из детей Денниса – его сын Генри.
Он снялся у Гаса Ван Сента в драме Беспокойство, представленной на нынешнем Каннском кинофестивале. Надеемся, парню передался талант отца, и он еще сумеет нас удивить – не меньше, чем когда-то его папа.