«Фарца»: советский глянец в эпоху хрущевской оттепели

«Фарца»: советский глянец в эпоху хрущевской оттепели

Казалось бы, выбран интересный сюжет — история жизни четверых фарцовщиков, но почему-то до конца раскрыть заявленную тему создателям так, увы, и не удалось.

Вспоминая телепроекты прошлых лет, становится очевидным, что из года в год нам предлагают истории, в центре которых находятся четыре персонажа. Это и новая версия «Трёх мушкетёров» Сергея Жигунова, и «Мажор» Константина Статского (кстати, сделанный той же компанией, что и телесериал «Фарца»), и, конечно же, «Закон каменных джунглей» Ивана Бурлакова и Игоря Хомского на канале ТНТ.

Если же сравнивать сериал «Фарца» с «Законом каменных джунглей» (хотя бы даже потому, что в первом сезоне каждого из них ровно по восемь серий), то в каждой серии «ЗКД» довольно чётко можно определить основополагающее событие всего эпизода, чего в «Фарце» по каким-то неведомым причинам сделать не получается.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Фарцы», — это, безусловно, советский глянец. Москва хрущевской оттепели показана, словно на картинке. Герои ездят только на новых автомобилях, одеваются только в новую одежду, дома и на работе пользуются исключительно самыми новыми предметами, как будто все они были принесены из магазина всего лишь несколько минут тому назад.

Поначалу от этого великолепия захватывает дух, но когда ты видишь, что на улице стоят автомобили с чистейшими шинами, то постепенно, от серии к серии, весь этот советский гламур начинает тебя безумно раздражать. Он мешает тебе воспринимать сюжет этой драмы, поскольку ты чётко понимаешь, что такого коммунистического великолепия просто не может быть.

Второе, что меня терзало как телезрителя, — это вполне закономерный вопрос о том, а куда же четверо фарцовщиков тратят заработанные ими деньги? Понятно, что первые заработки уходили на покрытие долга одного из героев, затем они целый год работали на то, чтобы этот же друг, находящийся в тюремном заключении, оставался жив. А вот куда же тратились все впоследствии заработанные деньги — загадка. Неужели же только на собственную одежду и еду в дорогих ресторанах?

А как же помощь и подарки своим родителям и любимым девушкам?! Ничего этого в сериале мы не видим. Нам лишь показано какое-то безумное количество сцен в автомастерской, в которой и находится сейф главных героев. И вот из серии в серию они то помещают деньги в сейф, то извлекают их из него. И никаких других операций с деньгами нам так и не показано.

Видимо, герои работают только за идею и авантюризм.

Третье — неудачно снятые массовые сцены. Особенно здесь стоит обратить внимание на самое начало сериала, а именно: на эпизод с арестом Яна Рокотова на железнодорожном вокзале. Абсолютно все актёры, за исключением Евгения Цыганова, играют здесь просто фальшиво — смотришь и не веришь в то, что так на самом деле могло произойти.

Можно вспомнить и другие эпизоды «Фарцы», где эта проблема выходит на первый план, к примеру, когда две команды горожан одновременно рисуют на скорость двух лошадей. Смотрелось всё это как-то уж совсем ненатурально.

Четвёртое — плохо прописанная личная жизнь персонажей. На протяжении всего сериала мы видим, как некоторые герои тайно влюблены друг в друга и очень стесняются в этом признаться себе и окружающим. Однако же в 7-й серии все главные герои, словно по свистку, начинают сообщать о своих чувствах.

Зачем всё это было показывать в рамках одной серии — абсолютно непонятно. Также неясными для меня остаются и отношения главного героя Андрея и редактора журнала «Юность» Валерии Ланской. Ведь Андрей — абсолютно самодостаточный человек. По нему вздыхает Зина, у него есть девушка Надя, которая так безумно в него влюблена, а он почему-то развлекается с редакторшей.

Конечно, можно предположить, что делает он это исключительно ради того, чтобы продолжать работу в журнале «Юность», скрываясь таким образом от милиции, но как-то слабо верится в подобную теорию.

Если же говорить в целом о драме «Фарца», то мне не хватило в ней какого-то драйва, интересных и захватывающих дел фарцовщиков, без которых весь этот сериал от серии к серии просто рассыпался на глазах.

Как бы там ни было, сценаристы уже написали сценарии второго и третьего сезонов «Фарцы», где действие будет происходить в 1966-м и в 1969-м годах соответственно. Съёмки этих сезонов стартуют летом 2015 года, а значит, в новом сезоне на Первом канале мы обязательно увидим продолжение этой истории.

Алекс Придира

ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: