«Дыши ради нас»: душераздирающая история с эндрю гарфилдом
Есть такой жанр — «рыдательное кино». Это когда герои долго преодолевают какую-нибудь свалившуюся на них напасть, побеждают ее, являя чудеса неимоверной выдержки и силы духа, а потом все-таки тихо уходят — под светлую печаль, а иногда и аплодисменты близких. И все персонажи истории, включая второстепенных, такие хорошие… Вот просто ни одной сволочи, вопреки законам драматургии!
И как не захлебнуться зрителю в такой патоке?!
Английский фильм «Дыши ради нас» можно было бы смело заносить в разряд «рыдательного кино», если бы… он не был основан на реальных событиях. Более того, рассказанная в картине история, по сути, биография семьи продюсера этой ленты Джонатана Кавендиша — известного британского кинодеятеля, работавшего, например, над такими картинами, как «Бриджет Джонс» и «Золотой век».
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Дело в том, что отец Кавендиша Робин, бизнесмен, занимавшийся поставками чая из Африки, почти сразу свадьбы, в возрасте 28лет, заболел полиомиелитом. Мать Диана была беременна Джонатаном, когда ее мужа парализовало до такой степени, что он даже дышать не мог самостоятельно. Врачи говорили, что он проживет две недели и призывали Диану ухаживать за ним в больнице и заодно потихоньку прощаться.
Однако решимость молодой женщины и сильный характер ее мужа сотворили чудо: вместо отведенных эскулапами дней Робин Кавендиш прожил целых 36 лет!
Когда продюсер рассказал историю своей семьи актеру Энди Серкису (известен по ролям во «Властелине колец» и «Планете обезьян»), тот потерял покой. В его жизни тема инвалидности тоже играла важную роль: его сестра, больная рассеянным склерозом, была прикована к коляске, мама занималась с тяжело больными детьми, а папа был доктором. В общем, все сошлось.
И Серкис, имевший за плечами опыт работы всего-то вторым режиссером в «Хоббите», согласился снимать это кино, причем бесплатно, ведь Кавендиш вкладывал в фильм собственные деньги.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
На роли главных героев были выбраны экс-«человек-паук» Эндрю Гарфилд и звкзда сериала «Корона» Клэр Фой. Гарфилду пришлось изрядно потрудиться. В начале фильма его персонаж — полный сил, жизнерадостный, физически развитый спортивный молодой мужчина, далее — разбитый тяжким недугом, отчаявшийся, находящийся в тяжелой депрессии человек, не способный даже прикоснуться ни к своему ребенку, ни к жене.
Актер смотрел много часов документальной пленки, на которой Робин Кавендиш был запечатлен в разные периоды своей жизни. Вот он улыбающийся теннисист, а вот — лежачий больной с трубкой, вставленной в горло. Гарфилд изучал ритмику дыхания, мимику, особенности речи таких больных. На съемочной площадке он держался особняком, ни с кем не общался, входил в состояние человека, сражающегося с ударами судьбы.
Из всех выразительных средств ему только и оставалось, что играть глазами — и актер со своей задачей справился. Как и Клэр Фой, сыгравшая Диану Кавендиш — спокойную, решительную и одухотворенную. Вообще кажется, что эта актерская пара вдохновлялась фильмом «Девушка из Дании» — в рисунке их игры многое из того, что продемонстрировали Эдди Редмэйн и Алисия Викандер.
А еще они явно смотрели «Вселенную Стивена Хокинга», в которой тот же Редмэйн сыграл роль разбитого параличом ученого, за что и получил «Оскар». Впрочем, Клэр Фой признается, что ей при подготовке к роли больше всего помогло знакомство с реальной Дианой Кавендиш — женщине сейчас восемьдесят, но она по-прежнему элегантна, энергична и активна. Именно она помогла актрисе понять: в ее заботе не было жертвенности, только естественная потребность.
Поэтому-то Клэр Фой и не ходит в картине с убитым лицом, за что ей отдельное спасибо.
Фильм получился очень подробным, очень английским и, как это ни парадоксально, светлым и местами даже веселым. Особое очарование картине придает эпоха: колоритные 50-е с ее модой, автомобилями и консервативными взглядами на болезнь, жизнь и смерть. Именно в этот период Робин и заболевает.
Жена забирает его из госпиталя, в котором он чахнет, в прекрасный дом на природе. Врачи считают парочку сумасшедшими, ведь Робин способен дышать только с помощью аппарата для искусственной вентиляции легких (ИВЛ). А вдруг вне больничных стен механизм сломается, а вдруг в их глухомани отключат электричество? Однако бесстрашные Кавендиши предпочитают тихому угасанию на больничной койке полную риска жизнь.
И — о чудо! — Робин, взбодренный домашним уютом, потихоньку воскресает, начинает придумывать, как ему получать наслаждение от жизни даже в таком немощном состоянии. Всей семьей они начинают выезжать на прогулки, устраивать вечеринки с участием друзей, дальше в обиходе появляется инвалидное кресло с вмонтированным аппаратом ИВЛ — и семья отваживается на путешествие в Испанию… Конечно, не обходится без драматических моментов: то расшалившийся пес выдернет шнур от аппарата ИВЛ из розетки; то трубка выскочет из горла, и Робин начнет захлебываться в собственной крови на глазах у ребенка; то кресло сломается прямо в туре по Испании, и мама с сыном, сменяя друг друга, будут вручную качать воздух в легкие Робина… Но все преодолимо, если за дело берутся не плаксы, истерики и паникеры, а люди со стержнем, для которых их забота — осознанная необходимость. Именно поэтому кадры, в которых герои, вопреки всем обстоятельствам, хохочут, пьют вино, слушают музыку и обмениваются шутками, выглядят вдохновляюще.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Пример Робина и вправду вдохновил многих больных аналогичным недугом, а изобретенное им и его другом чудо-кресло стало просто революцией, облегчившей жизнь инвалидов. Все это в фильме подается не пафосно, а с изрядной долей фирменного английского юмора. Джонатан Кавендиш — большой поклонник Льюиса Кэрролла, и это угадывается: в фильме фигурируют презабавные братья-близнецы, очень похожие на Труляля и Траляля из «Алисы в Стране чудес».
Обоих ярко сыграл Том Холландер. В картине вообще заметные роли второго плана. Роль друга Робина профессора Эдварда Холла, помогающего ему в изобретении инвалидного кресла, исполнил Хью Бонневилль, известный всему миру по роли лорда Грэнтэма в телесериале «Аббатство Даунтон».
Кстати, Эдвард Холл — тоже реальный человек, знаменитый ученый, прогремевший в мире в связи с расшифровкой возраста Туринской плащаницы. А роль 22-летнего Джонатана Кавендиша играет Дин-Чарльз Чепмен (Томмен Баратеон в «Игре престолов»).
В кадре мелькает много экзотических мест: кенийские деревни, испанские сельские дороги. Всё это снимали в Англии и Южной Африке. Картинка в фильме при всем его трагизме невероятно красива. Да и нет какой-то особенной печали в этом кино.
Наверное, поэтому многие критики уже обвинили «Дыши ради нас» в излишней сентиментальности и приукрашивании действительности. Что тут можно сказать? Да, герой совсем недолго предается депрессии. Да, жена не выносит за ним горшки в кадре. Да, все окружающие Кавендишей люди стремятся быть им полезными… Но ведь в жизни так бывает, не правда ли? Вот захотели бы вы смотреть на подробности физиологического ухода за парализованным?
Зато услышать фразу Дианы «Твоя жизнь -это моя жизнь», увидеть, как она борется за каждый новый удивительный день, и как Робин старается жить ради любимых людей (хотя иногда так хочется умереть!), довольно поучительно. Особенно нам — детям инфантильного, эгоистичного времени, в котором многие впадают в отчаяние из-за «недостаточного» количества лайков под фотографией, опубликованной в соцсети.
Фильм «Дыши ради нас» заставляе зрителя понять, что есть на свете люди, которые счастливы от того, что сегодня смогли просто увидеть солнце. Понять — и устыдиться собственных слабостей.
Продюсер Джонатан Кавендиш фильмом «Дыши ради нас» поставил памятник своим родителям, и это вызывает как минимум уважение.
Трейлер фильма «Дыши ради нас»
Смотрите фильм «Дыши ради нас» в кинотеатрах с 30 ноября.
Илона Егиазарова